Возникновение диспаритета между темпами развития краевой экономики и уровнем инфраструктурной автодорожной обеспеченности экономических процессов возникло в результате двух причин институционального и исторического характера.
Отказ от практики финансирования всех видов дорожных работ посредством института внебюджетных дорожных фондов стал объективной причиной дефицита финансирования работ по компенсации износа дорожной сети. Из-за недостаточного финансирования в период 2003 - 2010 годов выполняемые объемы работ по содержанию и ремонту дорог не обеспечивали восстановления ежегодного нормативного износа, в результате чего к 01.01.2011 5503 км краевых автодорог не соответствуют ни потребительским свойствам, ни техническим требованиям и требуют безотлагательного ремонта.
Кроме того, в 2009 - 2011 годах практически отсутствуют объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог. Так, в рамках краевой целевой программы "Дороги Красноярья" на 2006 - 2008 годы было введено в эксплуатацию 125,71 километра автомобильных дорог и 1411,39 погонного метра мостов, в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Дорожный фонд Красноярского края" на 2009 - 2011 годы введено в эксплуатацию 13,32 километра автомобильных дорог и 443,4 погонного метра мостов.
Второй причиной несоответствия темпов развития краевой экономики качественным показателям краевой дорожной системы является историческое изменение экономических приоритетов.
В период создания транспортного автодорожного каркаса (60 - 80-е годы прошлого столетия) была поставлена и решена задача обеспечения автодорожной доступности в наиболее густонаселенных районах центра и юга края на основе безальтернативных радиально-стержневых транспортных схем. Несмотря на принимаемые меры, в последние 5 - 8 лет конфигурация сети региональных и межмуниципальных дорог общего пользования все еще имеет преимущественно радиальную структуру с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. Подобная организация сети имеет недостаточную эффективность в связи с увеличением протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробегом автомобильного транспорта.
Принятый в последние годы вектор развития края, ориентированный на рост добычи и переработки в горнодобывающей, нефтегазовой и лесной отраслях, формирует новые центры инвестиционной деятельности, расположенные в северных территориях Красноярского края (Богучанский, Кежемский, Северо-Енисейский, Эвенкийский районы). Исторически сеть автомобильных дорог в указанных территориях была крайне неразвита. Отсутствие автодорожного доступа к нефтегазоносным площадкам и лесосырьевым ресурсам сдерживает развитие инвестиционных процессов в реальном секторе экономики, который на ближайшую и среднесрочную перспективу должен стать основой экономического развития края. Это в свою очередь означает необходимость создания нового транспортного каркаса края, который будет в полной мере ориентирован на историческую смену экономических приоритетов.
На развитие дорожной сети края оказывает существенное влияние рост уровня автомобилизации.
Автотранспорт занимает доминирующее положение в перевозках на средние расстояния в 500 - 1000 км и особенно в перевозках на короткие расстояния до 300 - 500 км. Дальнейший рост объемов перевозок на автомобильном транспорте края будет связан с увеличением объемов производства, развитием предпринимательской деятельности, расширением сферы услуг, повышением уровня жизни населения, освоением новых территорий, месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, расширением международной торговли, развитием транзитных автоперевозок и т.д. Численность парка автомобильного транспорта возрастет на 1,5 - 2% в год. При этом стоит отметить, что меняется и структура парка транспортных средств, т.е. увеличивается удельный вес крупнотоннажных грузовых автомобилей, что обусловливает необходимость повышения капитальности дорог и мостов.
Прогнозируемый рост количества транспортных средств, увеличение его грузоподъемности и объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к увеличению интенсивности движения и осевых нагрузок. Это обусловливает неотложную потребность в развитии, совершенствовании и модернизации сети автомобильных дорог края в соответствии с темпами социально-экономического развития и автомобилизации края.
Анализ аварийности на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Красноярского края за последние пять лет свидетельствует об отрицательной динамике ее основных показателей. Так, общее количество ДТП по сравнению с 2005 годом возросло на 11,7%, количество погибших в них людей - на 2,3%, пострадавших - на 23,2%.
Таким образом, необходимость решения поставленной задачи обусловлена социально-экономической остротой проблемы.
В результате недостаточного ежегодного финансирования работ по содержанию, текущему ремонту и модернизации ухудшается транспортно-эксплуатационное состояние существующей сети автомобильных дорог, соответственно возрастают в 1,2 - 1,4 раза затраты на автомобильные перевозки. Из-за недостаточной плотности дорожной сети часть внутрикраевых и местных перевозок осуществляется со значительным перепробегом, что обусловливает дополнительные транспортные расходы в размере не менее 10%. Отсутствие подъездов с твердым покрытием к отдаленным сельским населенным пунктам обусловливает значительные затраты на перевозки по грунтовым (полевым и таежным) автомобильным дорогам, которые в 1,8 - 2,2 раза выше, чем по дорогам с твердым покрытием, и в 3 - 4 раза выше, чем по дорогам с усовершенствованным покрытием. Движение по этим дорогам крайне затруднено, особенно в осенне-весенний период, что привело к сокращению или полному прекращению сельскохозяйственной деятельности и оттоку из сельских поселений трудоспособного населения в города.
Из общей протяженности краевых и межмуниципальных автомобильных дорог 45,2% (5503 км) имеют потребительские свойства ниже нормативных требований, находятся в критической фазе транспортно-эксплуатационного состояния и требуют незамедлительного ремонта.