Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 29.10.2013)

1. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕКРАЕВОЙ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Решение задач по обеспечению продовольственной безопасности страны, наращиванию экономического потенциала агропромышленного комплекса и социального развития сельских территорий требует со стороны государства осуществления комплекса мер, направленных на создание условий для подготовки, формирования и укрепления кадрового потенциала, способного обеспечить эффективное развитие сельской экономики в современных условиях.

Сохраняющийся низкий уровень жизни и социального комфорта в сельской местности, отсутствие доступного и комфортного жилья, отвечающего современным требованиям, ведет к вынужденной миграции сельского населения, в структуре которого преобладает молодое трудоспособное население, имеющее высокий уровень профессиональной подготовки.

Ухудшается демографическая ситуация на селе, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляется положение с трудовыми кадрами.

Работодатели - организации агропромышленного комплекса и социальной сферы в сельской местности не могут предоставить жилье для проживания молодым семьям и молодым специалистам, желающим работать в этих организациях и нуждающимся в жилье, так как не имеют своего жилищного фонда.

Жилищный фонд на вторичном рынке жилья в основном представлен постройками 40 - 60-летней давности и в большинстве своем не соответствует предъявляемым требованиям санитарно-технических норм. Отсутствуют коммунальные удобства, такие как водопровод, центральное отопление, канализация. При этом стоимость 1 квадратного метра такого жилья остается очень высокой.

Жилищный фонд нового жилья в основном сконцентрирован на территории районных центров или приближенных к ним территориях.

Такая неравномерная застройка сельских территорий обусловлена, прежде всего, наличием в районных центрах инженерно-коммунальной и социальной инфраструктур, а также более высоким уровнем доходов населения. Строительство нового жилья на территориях, удаленных от районных центров, почти не ведется.

Особенно остро вопрос строительства жилья стоит в отдаленных сельских населенных пунктах, где обеспечение доступным жильем учителя или врача из жилищного вопроса превращается в острый социальный вопрос.

Решать жилищный вопрос молодые семьи и молодые специалисты, работающие в сельской местности и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут только путем приобретения жилья на вторичном рынке или путем строительства (приобретением) нового жилья за счет собственных или заемных средств.

В сложившихся условиях ввиду ограниченности предложений на рынке жилья в сельской местности и высокой стоимости делается жилье недоступным для большинства молодых семей и молодых специалистов, работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Уровень доходов большинства молодых семей и молодых специалистов, работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы на селе, не позволяет им решить проблему обеспечения жильем самостоятельно, даже с привлечением кредитных ресурсов.

По данным статистики, среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственной отрасли края в 2010 году составила 9927,7 рубля, при этом средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в Красноярском крае на первый квартал 2011 года составила 30400 рублей (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 10).

Согласно документам, представленным органами местного самоуправления муниципальных образований сельских территорий, по состоянию на 01.01.2011 нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке признаны около 700 молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы в сельской местности. Кроме того, в сельскохозяйственных организациях края на сегодняшний день остаются вакантными 507 должностей руководителей и специалистов. Аналогичная ситуация по комплектованию кадров складывается в учреждениях медицины, образования, культуры, расположенных в сельской местности.

Одной из основных проблем по комплектованию вакантных должностей, в том числе молодыми специалистами, является отсутствие возможности предоставить им доступное и комфортное жилье для постоянного проживания в сельской местности.

Недостаток молодых специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки, негативно сказывается на количественном и качественном составе кадров сельскохозяйственного производства и социальной сферы.

Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах развития сельской экономики.

В сложившейся ситуации для формирования базовых условий социального комфорта для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, формирования и закрепления на селе кадрового потенциала из наиболее активной части населения - молодых семей и молодых специалистов, преодоления дефицита в квалифицированных специалистах в агропромышленном комплексе и социальной сфере села необходимо осуществление мер государственной поддержки в виде программных мероприятий, направленных на создание условий по обеспечению молодых семей и молодых специалистов доступным жильем в сельской местности.

Механизм реализации программы базируется на принципах социального партнерства участников программы, работодателей, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Красноярского края, органов исполнительной власти Российской Федерации. При этом требуются четкие разграничения полномочий и ответственности за реализацию мероприятий программы.

Программно-целевой подход при решении жилищного вопроса позволит в рамках реализации мероприятий программы взаимно увязать ожидаемые результаты, исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования.