Главное предназначение начального профессионального и среднего профессионального образования состоит в кадровом обеспечении развития отраслей экономики края, муниципальных образований, субъектов малого и среднего бизнеса, в удовлетворении потребности людей в профессиональной переподготовке и повышении квалификации.
Сеть краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Министерству (далее - учреждения НПО, СПО), включает в себя 79 профессиональных училищ, профессиональных лицеев, техникумов, колледжей, в которых по состоянию на 01.01.2010 обучалось по профессиям и специальностям 25986 человек.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» за 2008 - 2010 годы в крае было модернизировано 6 учреждений НПО, СПО с общим объемом вложений 316693 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 150912 тыс. рублей, краевого бюджета - 136590 тыс. рублей, средства работодателей - 29191 тыс. рублей. Это позволило разработать и апробировать модель высокотехнологичного центра профессионального образования, учащимся и студентам (10,1 процента от общего контингента обучающихся) изучать современные производственные технологии на новейшем оборудовании.
В целом при высоком спросе на краевом рынке труда на рабочие кадры наблюдается снижение числа обучающихся в системе начального профессионального, среднего профессионального образования. Начиная с 2007 года численность контингента уменьшилась на 3700 человек.
Следует констатировать, что низкая привлекательность учреждений профессионального образования для молодежи и работодателей, а также слабое реагирование профессиональной подготовки на кадровые потребности экономики края является следствием основных проблем системы начального и среднего профессионального образования:
отсутствие эффективных механизмов, обеспечивающих подготовку кадров на перспективу с учетом распространения новых производственных технологий, развития малого и среднего бизнеса;
недостаточная гибкость и динамичность образовательных программ, слабое обеспечение запросов работодателей и потребностей обучающихся в получении дополнительных квалификаций, в непрерывном образовании;
устаревшая материально-техническая база большинства образовательных учреждений, особенно по наиболее востребованным и ресурсоемким специальностям машиностроения, металлообработки, деревообработки, сельского хозяйства, добывающих отраслей (средний износ основных фондов достигает 89 процентов). По оценкам работодателей, станочный парк и оборудование, используемое в учебном процессе, физически и морально устарели. При этом практически невозможно приобрести современное оборудование для всех учреждений, стоимость одного современного станка может доходить до 9 - 10 миллионов рублей.
Учитывая вышеизложенное, модернизация краевого профессионального образования должна быть направлена на формирование и поддержку учреждений-лидеров профессионального образования: высокотехнологичных центров профессионального образования, реализующих образовательные программы подготовки кадров с повышенным уровнем квалификации для высокотехнологичных производств по отраслям экономики, и территориальных колледжей, реализующих образовательные программы подготовки кадров для муниципальных образований, предоставляющих обучающимся освоение дополнительных профессий, квалификаций, в том числе в области индивидуального предпринимательства.
Планируется создать 9 высокотехнологичных центров профессионального образования, в том числе: в 2011 году будет создано 2 центра, в 2012 году - 3, в 2013 году - 4, обновить материально-техническую базу пяти территориальных колледжей: в 2012 году - 3, в 2013 году - 1.
В результате создания высокотехнологичных центров и территориальных колледжей повысится качество подготовленных кадров, с учетом распространения новых производственных технологий, развития муниципальных образований, малого и среднего бизнеса.
Деятельность учреждений-лидеров будет способствовать формированию современного имиджа, повышению привлекательности учреждений НПО, СПО.