1. Создание оптимальной сети учреждений профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда края.
Главным принципом развития системы профессионального образования должен выступить принцип синхронизации деятельности системы образования и социально-экономического развития края. Развитие краевой системы профессионального образования должно осуществляться на основе среднесрочных и долгосрочных программ и планов развития групп муниципальных образований, отраслей, крупных инвестиционных проектов федерального масштаба. Такой подход обуславливает создание различных типов образовательных учреждений профессионального образования.
Первый тип образовательных учреждений обеспечивает развитие группы близко расположенных к нему муниципальных образований. Это многопрофильные многоуровневые учебные заведения, удовлетворяющие образовательные потребности местного сообщества в «коротких», специализированных программах, курсах «под заказ» субъектов малого и среднего бизнеса. Эти учреждения должны активно работать на предоставление услуг дополнительного профессионального образования для взрослого, в т.ч. работающего населения муниципального образования.
Данные учебные заведения будут представлять уровень профессионального образования, включающий начальное и среднее профессиональное образование, а также, в ряде случаев, и высшего образования (в случае открытия филиалов высших учебных заведений или запуска отдельных программ высшего образования). Учреждения должны стать центрами общественных инициатив, системообразующим фактором территориального развития. Среди типичных образовательных и социальных программ и проектов таких многопрофильных заведений можно выделить:
программы по переподготовке высвобождающегося и незанятого населения;
программы, рассчитанные на социокультурную интеграцию мигрантов в территориальное сообщество и т.д.;
программы подготовки кадров для массовых профессий, используемых как в малом бизнесе, так и в среднем и крупном бизнесе;
бизнес-образование, «бизнес-инкубирование», проекты в области развития предпринимательских компетенций, коммуникативных качеств студентов и взрослого населения;
программы для людей с ограниченными возможностями здоровья, социальное консультирование и экспертиза;
совместные программы сертификации уровня квалификаций кадров для малого и среднего бизнеса и т.д.
Такие программы могут софинансироваться самими обучающимися, семьями, а также конкретными работодателями, при существенной поддержке муниципалитета.
Особенностью определения профессиональной направленности образовательных программ в таких территориальных многопрофильных организациях является высокая гибкость, способность выстраивать индивидуальные траектории и быстро менять содержание образования.
Второй тип учреждений - высокотехнологичные учреждения - организуется в рамках отраслевых образовательных консорциумов. Организационно-правовое оформление отдельных образовательных организаций, входящих в такие консорциумы, более тяготеет к таким форматам как профильное многоуровневое учреждение, на базе которого реализуются программы профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования по группам профессий и специальностей родственного профиля. Другая возможная форма - отраслевой центр. В состав отраслевых образовательных консорциумов могут входить учреждения всех уровней профессионального образования, включая вузы. Таким образом, на базе высокотехнологичных учреждений профессионального образования могут реализовываться отдельные программы или профессиональные модули высшего образования.
В таких высокотехнологичных учреждениях (отраслевых центрах) концентрируются уникальные ресурсы, современные производственные технологии, обеспечивается открытый доступ к ним учреждений, реализующих родственные образовательные программы, а также учащихся профильной школы и взрослого населения территорий.
Особенностью организации профессиональной подготовки в таких учреждениях является возможность достижения существенно большей степени специализации, чем в случае территориальных многопрофильных заведений. Это становится возможным за счет более высокой точности оценок потребности в кадрах и наличия высокотехнологичного оборудования.
В центрах, входящих в состав отраслевых образовательных консорциумов, проходит подготовка высококвалифицированных кадров по ведущим отраслям экономики края: строительство, металлургия, ЖКХ, машиностроение, добыча и транспортировка нефти, деревообрабатывающая промышленность, транспорт, энергетика. Программы для таких центров и профильных многоуровневых учреждений должны быть выстроены гибко, чтобы профессиональные компетенции, полученные учащимися, были согласованы с компетенциями, на которые нацелена подготовка студентов вузов. В этом случае выпускники таких программ смогут получить диплом и свидетельство о присвоенной квалификации и при желании продолжить обучение в вузе.
В высокотехнологичных учреждениях, отраслевых центрах за профильную подготовку отвечают, в значительной степени, работодатели - они участвуют в разработке, корректировке и изменении учебных программ. Ассоциации работодателей, отраслевые профессиональные союзы, или конкретные работодатели участвуют в финансировании приобретения, установки и обслуживания необходимого оборудования, предоставляют обучающимся возможность прохождения производственной практики. Вклад края в организацию такого высокотехнологичного отраслевого центра состоит в предоставлении зданий, помещений, оборудования, повышении квалификации работников центра.
Посредством системы консорциумов в крае должны быть созданы условия для интеграции учреждений НПО с учреждениями профобразования более высокого уровня или перевода учебных заведений НПО в интегрированные образовательные комплексы совместно со школой старшей ступени, предоставляющие помимо прочего услуги профильного обучения старшеклассников в рамках технологического профиля и эффективной профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии.
Формирование как отраслевой, так и территориальной сети профессионального образования требует пересмотра филиальной сети вузов для уменьшения внутренней конкуренции по цене и доступности, не сопровождающейся ростом качества услуг и усиления кооперации, направленной на повышение качества образования. В рамках этих изменений может быть рассмотрена модель, при которой в филиалах студенты обучаются в течение первых двух лет обучения, а затем, либо переезжают для обучения в головном вузе, либо продолжают обучение (завершают данный этап обучения) по программе среднего специального образования.
Важнейшим элементом современной сети должны стать образовательные учреждения, реализующие программы прикладного бакалавриата. Необходимо организовать разработку и внедрение образовательных программ прикладного бакалавриата по направлениям подготовки для ведущих отраслей экономики края (машиностроение, нефтегазовый комплекс, цветная металлургия, информационные технологии) на основе кооперации учреждений среднего профессионального образования и СФУ.
В некоторых случаях, для формирования полноценных отраслевых образовательных консорциумов будет возможна передача федеральных техникумов и колледжей в состав федеральных вузов с условием сохранения программ среднего профессионального образования и укрепления связей с экономикой края.
Ясная система образовательных программ прикладного и академического бакалавриатов, магистратуры и поствузовского образования позволит определить приоритеты политики края по развитию высшего образования и создать в крае условия, необходимые для:
создания совместных высококонкурентных специальностей - с этой целью, в том числе, имеет смысл объединить усилия по привлечению известных в стране и за рубежом преподавателей и исследователей;
привлечения в вузы края лучших студентов из других регионов РФ - для этого можно создать специальный краевой стипендиальный фонд поддержки победителей международных и всероссийских олимпиад и выпускников школ, показавших максимальные результаты на ЕГЭ и обучающихся в крае;
концентрации на прорывных направлениях лучших кадровых ресурсов, лучших студентов и лучшей научно-исследовательской базы;
создания исследовательской базы, обеспечивающей проведение прикладных исследований и разработок для ведущих и перспективных отраслей экономики края.
2. Повышение эффективности управления на основе внедрения государственно-общественных механизмов и развития кадровых ресурсов системы профессионального образования края.
Для повышения эффективности управления необходимо учитывать распределение полномочий между федеральным центром и регионом. В настоящее время за краем закреплена организация подготовки кадров, а за федерацией - установление федеральных государственных образовательных стандартов и признание компетентности и квалификации.