Действующий

Об одобрении Концепции развития профессионального образования Красноярского края до 2020 года

II. Актуальное состояние системы профессионального образования Красноярского края


Вызовы и проблемы системы профессионального образования в Красноярском крае.

Красноярский край входит в десятку регионов, формирующих более половины ВВП России. Только за последние 4 года ВРП края увеличился на 18,8% - по этому показателю край занимает 7 место среди 83 субъектов РФ. Основа экономики региона - промышленность, в структуре которой преобладают отрасли по добыче и переработке сырьевых ресурсов, а также предприятия топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Конкурентными преимуществами края выступают уникальные природные ресурсы: более 80% российских запасов никеля, 99% платиноидов, 43% меди, 50% кобальта, 28% алюминия, 20% золота, более 25% угля, 15% древесины. В крае открыто около 30 месторождений нефти и газа. Освоение этих богатств, а также развитие краевой экономики, во многом зависят от масштабов инвестиционной деятельности на ее территории. Красноярский край занимает 9 позицию среди субъектов Российской Федерации - лидеров по привлечению инвестиций и 1 место среди субъектов Сибирского федерального округа (СФО). Только за последние 5 лет инвестиции в экономику края выросли в 2,6 раза.

Современная социально-экономическая ситуация в Красноярском крае характеризуется как период посткризисного развития, главной задачей которого является сохранение и усиление конкурентных преимуществ региона. Инвестиционные риски в регионе снизились, край по инвестиционному потенциалу 2009-2010 гг. занял 8 место в РФ, поднявшись в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов на 2 позиции по сравнению с предыдущим годом. Начатая в середине 2000-х годов реализация пакета крупнейших инвестиционных проектов (строительство Богучанской ГЭС и крупного алюминиевого завода, промышленное освоение Ванкорского нефтяного месторождения), в соответствии со стратегией, выработанной Правительством края, будет преемственно продолжаться параллельно с решением новых задач, поставленных перед экономикой края.

Приоритеты диверсификации экономики края, ориентации на механизмы и модели государственно-частного партнерства в среднесрочной перспективе будут реализовываться в рамках инвестиционных проектов добычи и переработки углеводородов в Южной Эвенкии, комплексного развития Нижнего Приангарья (завершение строительства объектов Богучанской ГЭС и первого пускового комплекса железнодорожной линии Карабула - Ярки). Создание нового промышленного района уже сегодня востребует современные высококвалифицированные кадры, в том числе - по новым профессиям и специальностям, спрос на которые будет расти в перспективе.

В то же время, осложняющим обстоятельством для преодоления кадрового дефицита выступает снижающаяся численность населения трудоспособного возраста в крае, как и в России, в целом, актуализирующая необходимость обеспечения развития на убывающей трудовой базе.

Одновременно с инвестиционными проектами в крае продолжают развиваться отраслевые проекты в лесном комплексе, в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, в строительстве, на транспорте по созданию новых конкурентоспособных производств. В приоритетах социально-экономического развития выделяются 4 направления:

промышленная кооперация с крупными добывающими компаниями, в том числе нефтяной и газовой отрасли (сервисное оборудование и обслуживание);

повышение глубины переработки сырья как в традиционных для края отраслях (лесном комплексе, цветной металлургии), так и новых производствах, связанных с добычей нефти и газа;

энергоэффективность и энергосбережение в промышленности, аграрном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве (новое оборудование и технологии);

создание инновационного сектора экономики, базирующегося на наиболее развитом в крае сегменте промышленности по добыче и переработке сырья.

Остро актуальной является также модернизация существующих отраслей на основе их технико-технологического перевооружения, реализации программ повышения эффективности, включающих изменение ключевых бизнес-процессов, преобразование организационных моделей, введение новых операционных стандартов и инструментов, переобучение персонала. Отраслевые проекты экономического развития требуют обновления кадрового оснащения, но не за счет расширения объемов подготовки, а посредством усиления соответствия качества профессионального образования требованиям модернизирующихся производств.

Система профессионального образования Красноярского края сегодня не в полной мере готова ответить на вызовы развивающейся экономики. Развитие системы сталкивается с целым рядом проблем, не позволяющих выстроить ей свою деятельность в соответствии с вызовами (следует отметить, что эти проблемы типичны и для большинства других субъектов РФ):

отсутствие ясного, обеспеченного ресурсами заказа на подготовку кадров со стороны бизнеса;

недостаточная обеспеченность ресурсами базовых потребностей системы профессионального образования;

недостаточная публичность системы для населения, работодателей;

отсутствие выстроенной системы внешней оценки качества подготовки выпускников, деятельности учреждений профессионального образования.

В настоящее время профессиональное образование представлено несколькими относительно самостоятельными подсистемами: начального, среднего и высшего (базового) профессионального образования, а также послевузовского (аспирантура и докторантура) и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов).

Подсистема высшего профессионального образования (далее - ВПО).

Образовательные программы высшего профессионального образования в Красноярском крае реализуют 11 государственных и 1 негосударственное учреждение высшего профессионального образования (далее - вузы) с 12 филиалами, в которых обучаются около 106,7 тыс. студентов. Кроме того, в крае ведут образовательную деятельность 22 филиала российских вузов. Общее число студентов вузов в регионе - более 125,8 тыс. чел. (около половины обучаются на дневной форме). В 2010 году вузы края выпустили около 20,1 тыс. специалистов и осуществили прием в объеме 28,06 тыс. человек.

Число студентов вузов на 10 тыс. населения края в 2009-2010 учебном году составляло 435 человек, что значительно меньше, чем в среднем по Российской Федерации (далее - РФ) - 523 человека и Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) - 474 человека. Охват молодежи в возрасте 17-25 лет программами высшего профессионального образования в крае в 2009 году составил 27%, что заметно ниже, чем в среднем по РФ и СФО (среднее значение по РФ - 35%, по СФО - 30%).

В 2006 году на основании Распоряжения Правительства РФ № 1518-р от 04.11.2006 в крае было создано Федеральное государственное образовательное учреждение ВПО «Сибирский федеральный университет» (далее - СФУ), в состав которого вошли 4 крупнейших красноярских вуза. В общественном рейтинге классических университетов России СФУ в 2009 году занимал 17 место. Структура СФУ представлена 35 научно-инновационными подразделениями. В вузе организовано взаимодействие с крупными корпорациями, расположенными в регионе через создание совместных лабораторий и формирование студенческих исследовательских групп. Развитию государственно-частного партнерства способствует фонд целевого капитала (эндаумент), государственно-общественные структуры управления. В состав Попечительского совета СФУ входят ведущие представители крупного бизнеса и промышленности России, политики, ученые.

В структуре подготовки в высшей школе края значительна доля специальностей, пользующихся массовым спросом среди молодежи, но слабо востребованных региональным рынком труда: к примеру, выпускники вузов, обучавшиеся по специальностям, входящим в укрепленную группу «экономика и управление», «гуманитарные науки», имеют проблемы с трудоустройством.

Взаимодействие с работодателями в большинстве вузов края развито слабо, представители реального сектора экономики ограничены во влиянии на качество ВПО. Отсутствуют сетевые образовательные программы, современные формы кооперации между вузами (совместные исследования, межвузовские проектные коллективы). Образовательные и научные ресурсы высшей школы используются в экономик недостаточно эффективно.

Подсистема среднего профессионального образования (далее - СПО).

Образовательные программы среднего профессионального образования в крае реализуют 60 техникумов и колледжей, в которых обучаются около 50,36 тыс. студентов. В 2010 году учреждения СПО края выпустили около 13,5 тыс. специалистов и осуществили прием в объеме 17,16 тыс. человек.

Численность студентов, обучающихся в учреждениях СПО на 10 тыс. человек населения, намного выше, чем в среднем по СФО и РФ (в 2009-2010 учебном году - 175,5 человек, в то время как в СФО - 165, в РФ - 150,9). Охват молодежи в возрасте 15-19 лет программами СПО в 2009-2010 учебном году составил 27,3% (по РФ в среднем - 25,2%, по СФО - 25,3%). Данный факт свидетельствует о популярности этого уровня образования среди молодежи, что подтверждается высоким платежеспособным спросом на программы СПО в крае (около трети получающих первое образование уровня СПО учатся с полным возмещением затрат на обучение).

Краевая система СПО фрагментарна, управляется разными учредителями. 24 техникумов и колледжей (контингент 34,7 тыс. студентов) - федерального подчинения. Еще 18 средних специальных учебных заведений с контингентом 6,04 тыс. студентов подведомственны краевым отраслевым органам исполнительной власти. 1,09 тыс. студентов обучаются в 4 негосударственных учреждениях СПО. Только 14 учреждений СПО с контингентом 8,53 тыс. студентов подведомственны министерству образования и науки края.

В отличие от других регионов России, среди учреждений СПО края преобладают моноуровневые учебные заведения. Многоуровневых учреждений СПО, в которых, наряду с программами СПО, осуществляется подготовка по рабочим профессиям, всего четыре (6%).