Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 30-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы»

 
2.1. Постановка общекраевой проблемы
и обоснование необходимости принятия Программы


Начиная с IV квартала 2008 года и в течение 2009 года на рынке труда Красноярского края наблюдались следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях основных видов экономической деятельности:

увеличение численности работников, уволенных из организаций в связи с сокращением численности (штата) или ликвидацией организации (далее в том числе - высвобождение), в том числе значительно увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое высвобождение работников. В период с октября 2008 года по декабрь 2009 года высвобождено 16,8 тыс. человек из 678 организаций, в 180 организациях высвобождения носили массовый характер (ОАО «Красфарма», ЗАО «Красный Яр - Шина», ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса», ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», ОАО «Канский Биоэтанол» и другие организации);

увеличение численности работников, работающих на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день (смена), неполная рабочая неделя), находящихся в простое (далее - неполная занятость). За 2009 год 838 организаций Красноярского края уведомили органы государственной службы занятости о переводе работников на режим неполной занятости, в среднем в месяц в режиме неполного рабочего времени, простое находились 32,4 тыс. работников (ОАО «Красноярский ЭВРЗ», ЗАО «Сибтяжмаш», ООО «КиК», ООО «Енисейский ЦБК», ОАО «Краснокаменский рудник», ОАО ПО «Красноярский завод комбайнов» и другие организации);

наличие значительной задолженности по выплате заработной платы. На начало 2009 года просроченная задолженность по заработной плате в организациях Красноярского края составила 605,5 млн. рублей.

Сокращение численности работающих в организациях Красноярского края влечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, ограничение вариантов занятости. Как следствие, коэффициент напряженности на рынке труда, составлявший в 2008 году 1,9 (в среднемесячном исчислении), увеличился в 2009 году до 2,7. В результате в течение 2009 года отмечался значительный рост численности безработных граждан. Максимальные значения зарегистрированной безработицы наблюдались в мае 2009 года (52,8 тыс. человек - 146 % к началу 2009 года). К концу 2009 года численность безработных граждан составила 43,7 тыс. человек (121 % к началу 2009 года).

В 2010 году вследствие реализации комплекса антикризисных мер и мер по поддержке модернизации и технологического развития экономики Красноярского края отмечалось улучшение ситуации в сфере занятости:

уменьшение объемов высвобождений (заявленное высвобождение составило 22,1 тыс. человек, из них в течение 2010 года отменено 6,4 тысячи заявленных высвобождений, высвобождено 7,9 тыс. человек);  

на условиях неполной занятости работали порядка 15-17 тыс. человек в среднемесячном исчислении;

уровень зарегистрированной безработицы снизился (в том числе в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда) с 2,8 % на начало 2010 года до 2,2 % к концу 2010 года в целом по краю.

По предварительным прогнозам, с учетом результатов опроса работодателей края, в 2011 году:

объемы высвобождений из организаций составят 7,5-8,0 тыс. человек, часть высвобождений будет связана с процессами реструктуризации и модернизации технологий и производства (значительные объемы высвобождений запланированы в ПК «Краевое газовое хозяйство «Красноярсккрайгаз», Красноярском филиале ОАО «Сибирьтелеком», ООО «Нефтетранспортная компания», ЗАО «Сибтяжмаш» и других организациях). Из числа градообразующих организаций значительное изменение численности занятых планируется на ОАО «Производственное объединение «Электрохимический завод» (город Зеленогорск) - с 8,5 тыс. человек в 2010 году до 3,5 тыс. человек к концу 2012 года за счет вывода подразделений непрофильной деятельности, объектов социальной сферы и функций хозяйственного обслуживания;

на условиях неполной занятости будут работать порядка 11-14 тыс. человек. В том числе под риском увольнения будут находиться работники системообразующих и градообразующих предприятий (ОАО «Краснокаменский рудник», ОАО ПО «Красноярский завод комбайнов» и другие организации).

При этом, если в 2009 году в числе признанных безработными граждан значительно увеличилась доля лиц, уволенных из организаций (с 48,5 % в 2008 году до 61,2 % в 2009 году), то в 2010 году отмечен прирост категорий, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда. По прогнозным оценкам, в 2011 году эта тенденция усилится. В числе признанных безработными увеличится удельный вес граждан, испытывающих особые трудности в поиске работы и нуждающихся в дополнительных мерах по их адаптации на рынке труда:

доля инвалидов составит около 6,5-7,0 % (порядка 5,5-6,0 тыс. человек),

доля многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, - около 2,0-2,5 % (порядка 1,7-2,0 тыс. человек).

Низкую конкурентоспособность на рынке труда также имеют выпускники образовательных учреждений, не имеющие опыта работы или получившие профессию, не востребованную на рынке труда по месту проживания. Ежегодный выпуск из образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в Красноярском крае составляет порядка 30 тыс. человек (2009 год - 30,7 тыс. человек, 2010 год - 29,1 тыс. человек, 2011 год (оценка) - 28,9 тыс. человек), при этом доля выпускников, имеющих риск нетрудоустройства, снижается и по прогнозной оценке в 2011 году составит около 7 % (порядка 2,1 тыс. человек).

Кроме того, существенной проблемой регионального рынка труда, усугубившейся в период 2009-2010 годов, является несоответствие спроса и предложения рабочей силы как по профессионально-квалификационным характеристикам, так и в территориальном аспекте. Вследствие высокой изолированности локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов (обусловленной географической спецификой Красноярского края) напряженная ситуация на рынке труда прогнозируется:

а) в монопрофильных населенных пунктах с высоким уровнем зарегистрированной безработицы:

город Бородино («Разрез «Бородинский» и другие структурные подразделения Красноярского филиала ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»), уровень зарегистрированной безработицы в 2009 году - до 6,7%, в 2010 году - до 4,5%,

город Назарово («Разрез «Назаровский» Красноярского филиала ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», «Назаровская ГРЭС» - филиал ОАО «Енисейская ТГК-13»), уровень зарегистрированной безработицы в 2009 году - до 4,9%, в 2010 году - до 5,0%,

город Шарыпово, включая п. Дубинино («Березовская ГРЭС» - филиал ОАО ОГК-4, «Разрез Березовский-1» Красноярского филиала ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»), уровень зарегистрированной безработицы: в 2009 году - до 5,3 %, в 2010 году - до 5,5 %;

б) в трудоизбыточных - преимущественно сельскохозяйственных и лесных - территориях (Бирилюсский, Боготольский, Большеулуйский, Ермаковский, Краснотуранский, Пировский, Саянский и другие районы);

в) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с наиболее значительными расстояниями между населенными пунктами, ограничивающими возможности занятости местом постоянного проживания ищущих работу граждан (Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Туруханский, Енисейский и другие районы).

Мер содействия занятости, предусмотренных статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», недостаточно для поддержания стабильной ситуации на локальных рынках труда.

Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:

повышение конкурентоспособности и мобильности (территориальной и профессиональной) рабочей силы на рынке труда. Опережающее профессиональное обучение и стажировка по профессиям, востребованным на рынке труда, направлены на обеспечение занятости работников (включая женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет) по новой или смежной профессии, а также после профессиональной переподготовки на своем или других предприятиях, а также на вывод с вредного производства женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда. Кроме того, переподготовка квалифицированных кадров также способствует сохранению кадрового состава в условиях реструктуризации и модернизации производства. Стажировка выпускников образовательных учреждений профессионального образования способствует приобретению ими опыта работы по полученной или смежной профессии (специальности). Адресная поддержка граждан при переезде к новому месту работы способствует перераспределению трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории края, сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала края. Кроме того, для заполнения кадровой потребности эффективно действующих организаций (в том числе - участвующих в реализации федеральных целевых и инвестиционных программ) будут привлекаться  безработные граждане и граждане, ищущие работу, проживающие в других субъектах Российской Федерации, в том числе - входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

стимулирование создания и сохранения рабочих мест, трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и временного трудоустройства для работников, находящихся под угрозой увольнения, способствует сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства на локальных рынках труда (монопрофильные населенные пункты и другие территории с напряженной ситуацией на рынке труда) необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан на период поиска вариантов постоянной занятости. Меры, стимулирующие работодателей на оснащение рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, способствуют адаптации на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих особые трудности в поиске работы.

Кроме того, дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения края, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников и замещение соответствующих рабочих мест национальными трудовыми ресурсами. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в 2009 году численность иностранных работников, прибывших в Красноярский край, сокращена на 41% (с 44,0 тыс. человек до 25,7 тыс. человек), квота на 2010 год составляла 18,8 тыс. человек, в 2011 году (с учетом планируемого развития рынка труда) численность иностранных работников не превысит 20,4 тыс. человек.