Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 13.12.2013)

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы


Особенностью демографической ситуации в стране, в Красноярском крае в том числе, является сравнительно высокий удельный вес граждан старшего поколения. При этом тенденция старения населения сохраняется. Уровень и качество жизни граждан пожилого возраста ниже, чем у трудоспособной части населения, так как главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается возрастом и нарушениями здоровья.

Процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой супруга, разрывом родственных связей, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком. Экономические проблемы страны снижают надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. Отсутствие необходимой помощи снижает уровень жизни пенсионеров, способствует более раннему уходу из жизни.

Качество жизни пенсионеров зависит также от сложившейся системы социальной поддержки льготных категорий граждан и лиц пожилого возраста. В современных экономических условиях социальная поддержка пожилых людей и решение ряда их проблем является неотъемлемой частью государственной политики, направленной на адресное оказание помощи социально незащищенным категориям граждан.

Проведенный в июле 2010 года мониторинг положения пожилых людей, а также обследование социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны в Красноярском крае выявили следующие наиболее острые проблемы, которые не могут быть решены пожилыми людьми самостоятельно и требуют помощи со стороны органов государственной власти.

В Красноярском крае проживает 101,6 тыс. одиноких пенсионеров старше 65 лет и одиноко проживающих супружеских пар из числа пенсионеров старше 65 лет. Эти люди уже давно вышли на пенсию и утратили иные источники доходов, кроме пенсии. Они нуждаются в различных видах помощи, но основным является оказание адресной социальной помощи на ремонт жилого помещения (косметический ремонт квартир, ремонт кровли, полов, окон, замена и ремонт сантехники и т.п.). Стоимость расходных материалов достаточно высока и пожилые люди не могут самостоятельно решить проблему ремонта жилья. Анализ ситуации по территориям Красноярского края показал, что положение этих граждан практически одинаково независимо от места жительства. В силу того, что жилье в большей части предоставлялось пенсионерам еще в период работы и в настоящее время имеет значительный процент износа, ремонт является необходимой частью для создания условий нормального проживания пенсионеров. Предоставление единовременной адресной помощи на ремонт жилого помещения за три года реализации программы позволит 6706 одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет решить проблему ремонта занимаемого жилого помещения.

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 14.02.2012 N 54-п, от 27.11.2013 N 611-п)

Особое внимание государства уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. Улучшение их социально-экономического положения является задачей органов власти всех уровней.

Инвалиды и участники Великой Отечественной войны уходят из жизни, их остается все меньше и меньше, поэтому необходимо обратить внимание на уровень жизни и поддержку ветеранов Великой Отечественной войны.

Долгосрочной целевой программой "Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" на 2009 - 2010 годы была предусмотрена компенсация ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам (вдовцам) инвалидов и участников Великой Отечественной войны расходов на установку стационарных телефонов. Этот вид адресной материальной помощи оказался высоко востребованным. Многие из ветеранов войны (в первую очередь это касается тружеников тыла) никогда ранее не имели права на бесплатную установку телефонов, а своих средств на эти цели не всегда хватало. Действие долгосрочной целевой программы прекращается 31.12.2010, а потребность ветеранов Великой Отечественной войны и вдов (вдовцов) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в установке телефонов остается. До сих пор остаются без телефонной связи свыше 26,4 тыс. граждан указанной категории. Актуальной эта тема является еще и в свете реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Компенсация расходов на установку телефона или переустановку по новому месту жительства - является логическим завершением процесса улучшения жилищных условий ветеранов и обеспечения им достойного уровня жизни. Включение в программные мероприятия выплаты компенсации 342 ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам (вдовцам) инвалидов и участников Великой Отечественной войны стоимости установки стационарных телефонов позволит повысить качество жизни, решить проблему одиночества и изолированности от общества, решать жизненно важные вопросы - осуществлять срочные вызовы медицинских работников, коммунальных служб.

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 14.02.2012 N 54-п, от 03.07.2012 N 315-п, от 10.09.2013 N 445-п)

Острым является вопрос установки (замены) памятников, надгробий, благоустройства могил участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны, умершим до 1990 года. Со дня их смерти прошло самое меньшее 20 лет, многие памятники разрушены, пришли в негодность и требуют замены, часть памятников не устанавливалась совсем (их заменял деревянный крест). Вдовы (вдовцы), нетрудоспособные дети, как правило, находятся в престарелом возрасте и не имеют возможности из-за низких доходов самостоятельно произвести установку (замену) памятника. На федеральном уровне осуществляется финансирование расходов на эти цели только в отношении установки памятников, надгробий участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны, умершим после 12.06.1990. Согласно проведенному мониторингу около 2,0 тыс. вдов (вдовцов), нетрудоспособных детей участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, умерших до 1990 года, хотели бы установить памятники своим умершим мужьям, родителям. Поэтому компенсация расходов на установку (замену) памятников, надгробий, благоустройство могил является востребованной мерой социальной поддержки пожилых вдов, нетрудоспособных детей участников (инвалидов) Великой Отечественной войны. За три года реализации программы воспользоваться данным видом компенсации смогут 925 вдов (вдовцов), нетрудоспособных детей участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, умерших в Красноярском крае до 1990 года.

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 14.02.2012 N 54-п, от 03.07.2012 N 315-п, от 28.09.2012 N 503-п, от 10.09.2013 N 445-п)

К расходным полномочиям субъектов Российской Федерации относится предоставление мер социальной поддержки реабилитированным лицам. С 01.01.2010 часть ранее предоставлявшихся мер социальной поддержки, в том числе и компенсация стоимости проезда один раз в год по территории Российской Федерации, заменена ежемесячной денежной выплатой в сумме 300 рублей. Из 17,7 тыс. граждан указанной категории ежегодным правом на получение компенсации пользовались не более 2000 человек. С переходом на денежные выплаты возможность бесплатного проезда по территории Российской Федерации практически утрачена, поскольку сумма ЕДВ за год не покрывает такие расходы, не говоря о необходимости затрат на другие меры социальной поддержки. Все реабилитированные лица относятся к категории пожилых людей, и введение в программу мероприятия, позволяющего реабилитированным лицам получать компенсацию стоимости проезда один раз в год по территории Российской Федерации, соответствует целям и задачам программы. Более того, это позволит снизить социальную напряженность в среде лиц, пострадавших от действий государства, и выполнить обязанность Красноярского края как субъекта Российской Федерации по социальной поддержке реабилитированных граждан. В 2011 году будут удовлетворены потребности 1240 реабилитированных граждан, в 2012 году - 1316 граждан, в 2013 году - 1749 граждан.

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 20.04.2012 N 177-п, от 27.11.2013 N 611-п)

Наиболее нуждающимися в социальной поддержке из граждан пожилого возраста являются труженики тыла старше 75 лет. В силу возраста они, как правило, являются неработающими пенсионерами, не имеющими других источников дохода, кроме пенсии. Наиболее острой проблемой для них является ремонт жилья, который они не в силах осуществить самостоятельно, без дополнительной материальной поддержки. Оказание адресной социальной помощи на ремонт жилого помещения труженикам тыла поможет им решить одну из насущных проблем и перераспределить собственные средства на другие цели.

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 20.04.2012 N 177-п)

Абзац исключен. - Постановление Правительства Красноярского края от 14.02.2012 N 54-п.

Актуальными для лиц пожилого возраста являются и вопросы зубопротезирования. Для федеральных льготополучателей (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды от общего заболевания) денежные средства на получение этой услуги включаются в сумму ежемесячной денежной выплаты, выплачиваемой из средств федерального бюджета. Региональные льготники (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица) пользуются правом на бесплатное зубопротезирование, установленным в соответствии с законами Красноярского края. Законом края "О мерах социальной поддержки ветеранов" определена еще одна категория льготников - ветераны труда края. Это лица, имеющие большую продолжительность работы в крае или особые заслуги, отмеченные наградами высших органов государственной власти края. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки таких лиц является расходным обязательством Красноярского края. Предоставление ветеранам труда края, достигшим возраста 65 лет, права на получение компенсации расходов на изготовление и ремонт зубных протезов повысит социальный статус этих лиц, поможет решить одну из насущных проблем пожилых людей.

(абзац введен Постановлением Правительства Красноярского края от 13.09.2011 N 522-п; в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 22.04.2013 N 190-п)

Еще одной проблемой лиц старшего поколения является невостребованность и утрата социального статуса в связи с выходом на пенсию.

Недостаток общения и внимания ветераны и пенсионеры зачастую компенсируют деятельностью в ветеранских движениях. Советы ветеранов совместно с администрациями городов и районов Красноярского края, органами социальной защиты населения проводят большую работу по социальной защите ветеранов войны, труда, одиноких и престарелых граждан пожилого возраста, по военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке ее к жизни, труду. Ветераны и пенсионеры участвуют в подготовке и проведении памятных и праздничных дат.

Практика показала, что работа ветеранских организаций на территории Красноярского края охватывает вниманием и заботой большинство граждан пожилого возраста. Для выполнения отдельных задач и мероприятий ветеранских организаций требуется выделение денежных средств.

Оказание содействия ветеранскому движению, ветеранским организациям - одна из задач данной программы.

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 16.11.2012 N 598-п)

Сохранение социальной и интеллектуальной активности людей пожилого возраста посредством организации просветительских и учебных занятий, создание условий для их адаптации в современном обществе послужило мотивацией для создания в 2012 году в Красноярском крае Народного университета "Активное долголетие". В рамках программы предлагается возмещать затраты, связанные с оказанием КРОООО "Знание" услуг по организации проведения лекций для граждан из числа пенсионеров, обучающихся в Народном университете "Активное долголетие".

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 16.11.2012 N 598-п)

В Красноярском крае стали традиционными единовременные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, не вступившим в повторный брак вдовам (вдовцам) погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Включение в программу мероприятия по оказанию единовременной адресной социальной помощи в денежной форме к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне послужит не только продолжением сложившейся традиции, но и дополнительным подтверждением заслуг ветеранов войны, признанием их вклада в Победу над фашизмом, повысит уровень социальной защищенности этих граждан.