Актуальность решения проблем лиц с ограниченными возможностями в крае обусловлена ее масштабностью (6,8% населения являются инвалидами), сложной демографической ситуацией, интеграционными процессами на микро- и макроуровнях.
В Красноярском крае по состоянию на 01.01.2010 проживает 196,6 тыс. инвалидов, из которых 9,2 тысячи детей-инвалидов, 68,7 тысячи инвалидов трудоспособного возраста.
По данным федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю", в 2009 году признано инвалидами 66181 человек, из них взрослых 59145 человек, 7036 детей.
При уменьшении общей численности инвалидов остается высокой доля лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами: в 2009 году - 55,7%, в 2008 году - 56,3%, в 2007 году - 54,2%, что объясняется высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения.
В нозологической структуре взрослой инвалидности в 2009 году болезни системы кровообращения составили 31,2% (в 2008 году - 32%), злокачественные новообразования - 25% (в 2008 году - 24%), туберкулез - 7%, (в 2008 году - 9%), последствия травм - 7,7%, (в 2008 году - 8%). В нозологической структуре детской инвалидности в 2009 году психические расстройства и расстройства поведения составили 22% (в 2008 году - 21%), врожденные аномалии - 23,8% (в 2008 году - 22%), болезни нервной системы - 21,9% (в 2008 году - 21%).
Начиная с 2007 года 100% инвалидов от общего количества освидетельствованных получают индивидуальные программы реабилитации инвалидов (далее - ИПР). В 2009 году ИПР реализовали: в учреждениях социального обслуживания - 32470 инвалидов, в государственном учреждении Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - 53982 инвалида, в учреждениях государственной службы занятости населения - 8283 инвалида.
В соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2707 "О социальной поддержке инвалидов" более 2 тыс. инвалидов по слуху получили услуги сурдопереводчиков, 200 инвалидам созданы специальные условия для получения начального и среднего профессионального образования, 152 инвалида получили компенсацию на приобретение специальных учебных пособий и литературы. За счет средств краевого бюджета в рамках дополнительных инициативных мероприятий более 3 тыс. инвалидов получили современные технические средства реабилитации, на предприятиях, подведомственных общественным организациям инвалидов, создано и сохранено 36 рабочих мест.
Службой "Социальное такси" краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения" обслужено в 2009 году 538 человек из числа маломобильных граждан, в том числе 470 инвалидов и детей-инвалидов.
Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.
Основными проблемами в области социальной защиты инвалидов остаются:
1) отсутствие доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры и информационным технологиям.
Из 245 государственных учреждений социального обслуживания, образования, занятости населения, здравоохранения, физической культуры и спорта только 52 имеют уличные пандусы, 51 - пандусы внутри здания, 18 оборудованы лифтами. Доступность транспортных средств составляет 11,6%.
Доступ в муниципальные учреждения социального обслуживания составляет 58,7%, в муниципальные учреждения образования - 2,9%, муниципальные учреждения культуры - 11,2%;
2) слабо развитая сеть реабилитационных учреждений и материально-техническое оснащение данных учреждений.
В настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений социального обслуживания и сформировавшимися потребностями для эффективной реализации ИПР инвалида (ребенка-инвалида).
Существующая сеть реабилитационных учреждений не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Объекты социальной инфраструктуры в большинстве своем не приспособлены для доступа инвалидов. Состояние материально-технической базы учреждений и их территориальная доступность не соответствуют современным требованиям.
Показатель полной реабилитации в 2009 году взрослых инвалидов составил 5,9% (в 2008 году - 5,1%); детей-инвалидов - 3,7% (в 2008 году - 4,8%, в 2007 году - 5,1%). Масштаб и темпы инвалидизации населения Красноярского края, уровень трудовой занятости (не более 12%), малая эффективность проводимых реабилитационных мероприятий вызывают необходимость принятия определенных мер;
3) недостаточная методическая обеспеченность, отсутствуют специалисты в области реабилитации инвалидов (специалисты по адаптивной физкультуре, реабилитологи, социальные педагоги для взрослых инвалидов);
4) отсутствие объективной оценки состояния доступности среды для инвалидов. В Красноярском крае не проводилась паспортизация учреждений социальной сферы и транспортной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с инвалидностью, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных с целями, ресурсами, сроками реализации и исполнителями;
выполнением в рамках единой программы инновационных проектов, требующих длительных сроков реализации;
потребностью координировать усилия органов государственной и муниципальной власти края и общественных организаций инвалидов;
длительностью решения проблемы;
регулированием доли федерального финансирования основных программных мероприятий соответственно софинансированию мероприятий, направленных на реабилитацию инвалидов, из краевого бюджета.
Программно-целевой метод, исходя из целей и задач решения проблем, позволит выделить направления финансирования, определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках программы, увеличить объем и качество предоставляемых реабилитационных услуг.