Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ, УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 29.10.2013)

2.1. Постановка общекраевой проблемы


Ключевым фактором экономического роста региона является обеспеченность экономики Красноярского края инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям. Особую роль в связи с этим в системе образования играет техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодежи.

Техническое творчество является ресурсоемким направлением деятельности, которое требует вложения больших финансовых средств, приобретения дорогостоящего оборудования и инструмента, специально оборудованных помещений, сооружений, рабочих мест.

В системе образования Красноярского края функционируют 12 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей технической направленности, 477 объединений технической направленности в муниципальных общеобразовательных школах, созданы объединения технической направленности в 53 многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей. Наиболее востребованными у детей, молодежи являются такие направления технического творчества, как авиа-, авто-, судомоделирование, мотоконструирование, мотоспорт, трассовый моделизм, картинг, начальное техническое моделирование, техническое макетирование, радиоспорт, радиоэлектроника, ракетостроение, робототехника, легоконструирование, информационные технологии, научно-техническая проектно-исследовательская деятельность. Обеспеченность объединений технической направленности муниципальных образовательных учреждений оборудованием, инструментами и необходимыми расходными материалами составляет 62% от потребностей.

В 49 муниципальных образованиях Красноярского края отсутствуют учреждения дополнительного образования детей технической направленности, в 23 муниципальных образованиях Красноярского края - объединения технической направленности в образовательных учреждениях.

Развитие данного направления деятельности требует постоянного обновления оборудования, используемых технологий, повышения квалификации педагогических кадров.

В настоящее время значительная часть оборудования является изношенной, морально устаревшей и не позволяет при изготовлении моделей достигать необходимых технических характеристик, что сказывается на подготовке команд для участия во всероссийских научно-технических и спортивно-технических мероприятиях.

В модернизации нуждаются и образовательные программы дополнительного образования детей технической направленности, не соответствующие современным задачам обеспечения развития познавательных и профессиональных интересов учащихся, активизации их творческого, инженерного мышления, формирования опыта творческой технической деятельности, необходимо повышение квалификации педагогических кадров, специалистов, реализующих образовательные программы дополнительного образования технической направленности.

Как следствие научно-техническое творчество сегодня является непривлекательным для современных школьников, особенно старшего возраста. Охват детей, учащейся и студенческой молодежи образовательными услугами в области технического творчества остается низким (7,7% от общего числа детей школьного возраста; 6,5% от общего числа обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования детей Красноярского края, позволяет обозначить две ключевые проблемы:

несоответствие материально-технической базы объединений технической направленности современным технико-технологическим требованиям;

недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности.

Создание современных условий для развития технического творчества (научно-технической и спортивно-технической направленности) детей, учащейся и студенческой молодежи становится особенно актуальным в связи с ускоряющимся внедрением в производство высоких технологий.

В рамках реализации программы предусмотрено:

1. Укрепление материально-технической базы 12 функционирующих муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей технической направленности.

2. Поддержка 14 приоритетных, наиболее востребованных у детей и молодежи направлений технического творчества, образовательные программы по которым реализуются на базе муниципальных образовательных учреждений.

3. Открытие 7 базовых технических объединений по одному в территориальном округе на базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей или общеобразовательных школ в муниципальных образованиях Красноярского края, не имеющих образовательных учреждений дополнительного образования технической направленности.

4. Создание 10 площадок по направлениям деятельности в системе технического творчества учащихся: авиа-, авто-, судомоделирование, радиоэлектроника, ракетостроение, прикладная электроника, робототехника, технические виды спорта на базе государственных и муниципального образовательных учреждений, имеющих кадровый, материально-технический, организационный ресурс, обеспечивающих реализацию краевых научно-технических, спортивно-технических мероприятий, а также образовательных программ повышения квалификации в рамках постоянно действующих мастер-классов и семинаров по обмену опытом.