По состоянию на 01.01.2010 в сфере физической культуры и спорта в крае работает 111 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности с общим количеством обучающихся 62666 человек. Эти учреждения в рамках системы дополнительного образования спортивно одаренных детей являются связующим звеном между массовым спортом и спортом высших достижений и не могут решать задачу подготовки спортсменов высокой квалификации. Анализ деятельности спортивных школ, по данным статистической отчетности, показывает имеющуюся тенденцию снижения эффективности их работы.
Основные потери контингента в спортивных школах происходят в период, когда обучающиеся должны быть ориентированы на профессиональную спортивную подготовку и продолжать спортивное совершенствование в училищах олимпийского резерва.
Причины снижения различные, но основными являются следующие - нехватка спортивных сооружений и спортивного инвентаря. Для участия в краевых соревнованиях по популярным в крае игровым видам спорта из муниципальных образований края, в первую очередь по финансовым причинам, приезжает незначительное количество команд. Это обстоятельство не способствует развитию видов спорта и не позволяет осуществлять качественный отбор одаренных детей для занятий профессиональным спортом.
Отсутствие системы стимулирования и компенсационных выплат за подготовку спортсменов высшего спортивного мастерства, необходимых требований к обязательной переподготовке кадров приводит к потере мотивации тренерского состава спортивных школ края. В 2009 г. в сфере физической культуры и спорта занято 6737 штатных работника отрасли (в 2008 г. - 6468), что составляет лишь около 23% от федерального норматива. Значительная часть педагогов, инструкторов физической культуры в ряде муниципальных образований края работает без специального образования и квалификационных категорий.
Сложившаяся в крае кадровая ситуация является одной из главных проблем в развитии физической культуры и спорта. За последние годы практически разрушена государственная система повышения квалификации специалистов и тренеров-преподавателей спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства. Следствием этого является недостаточная квалификация как руководителей учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, так и тренерско-преподавательского состава. Около 30% специалистов совмещают тренерскую деятельность с работой в общеобразовательных учреждениях края.
Таким образом, анализ современного состояния работы с одаренными детьми в крае позволяет выявить ряд проблем и противоречий:
отсутствие учреждений краевого уровня, обеспечивающих информационно и методически работу по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей в каждом ведомстве;
отсутствие достаточных ресурсов для организации работы с одаренными детьми в сельских территориях края;
отсутствие масштабных краевых мероприятий для детей, проявивших свои таланты и имеющих определенные достижения;
отсутствие возможности у детей, имеющих достижения на уровне края, предъявить их на всероссийском и международном уровне.
Механизмы выявления и поддержки одаренных детей, лежащие в основе формирования системы работы с одаренными детьми, в крае на настоящий момент не отработаны из-за отсутствия специальной подготовки педагогических кадров.
Для решения этих проблем в крае будет создана сеть координационных центров, аккумулирующих материально-технические, кадровые и административные ресурсы, деятельность которых будет направлена на методическое, информационное и организационное сопровождение работы с одаренными детьми в крае.
Будут созданы три краевых центра: краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми, краевой центр по работе со спортивно одаренными детьми, центр ресурсного обеспечения работы с детьми, одаренными в области культуры и искусства. Краевые центры будут решать следующие задачи:
координация и информационно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми в образовательных, спортивных учреждениях и учреждениях культуры края;
повышение квалификации специалистов, осуществляющих работу с одаренными детьми;
организация взаимодействия образовательных, спортивных учреждений, учреждений в сфере культуры и искусства, общественных организаций, объединений, органов исполнительной власти, осуществляющих работу с одаренными детьми;
организация и проведение краевых форумов достижений одаренных детей, координация масштабных краевых мероприятий с одаренными детьми.
В каждом территориальном округе края будут созданы межрайонные ресурсные центры по работе с одаренными детьми с целью создания условий для развития способностей одаренных детей края независимо от места их проживания. Каждый одаренный ребенок в крае получит доступ к имеющимся в крае кадровым и материально-техническим ресурсам посредством дистанционного образования, круглогодичных интенсивных школ по пяти направлениям (естественно-научное, физико-математическое, гуманитарное, спортивное, художественное) и очных образовательных сессий, организованных на базе межрайонных ресурсных центров по работе с одаренными детьми с привлечением команд ведущих педагогов края.
В рамках программы получат материально-техническую поддержку два учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры и спорта, осуществляющих работу с одаренными детьми в крае.
Более 3300 детей получат возможность проверить свои способности в конкурсных мероприятиях всероссийского и международного уровней за пределами края.
С целью обеспечения подвоза одаренных учащихся, проживающих в муниципальных образованиях края, к месту проведения круглогодичных школ интеллектуального роста, художественно-эстетического развития и спортивного мастерства, летних профильных смен существует необходимость приобретения автобусов, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования".
(абзац введен Постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2012 N 176-п)
В рамках программы получат денежную премию 200 лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, успешно работающих с одаренными детьми. 10 муниципальных образований Красноярского края, успешно реализующих муниципальные программы, направленные на поддержку одаренных детей, получат субсидии на реализацию муниципальных программ.
(абзац введен Постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2012 N 176-п; в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 22.04.2013 N 202-п)