Сфера культуры и искусства в крае представлена сетью образовательных учреждений:
123 муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей: детскими музыкальными школами, детскими школами искусств, детскими художественными школами и детской хореографической школой с общим контингентом обучающихся 29330 человек;
6 краевыми государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Кроме этого, на территории края осуществляют свою деятельность 2 учреждения высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
Ежегодно талантливые обучающиеся и студенты образовательных учреждений становятся победителями престижных конкурсов различного уровня.
Тем не менее, в крае остро стоит проблема обеспечения учреждений культуры работниками творческих профессий, что подтверждается статистическими данными:
в 2007/2008 учебном году количество выпускников детских школ искусств, поступивших в образовательные учреждения среднего профессионального образования, составило 2,6% (на 01.01.2008 - 427 человек);
в 2007/2008 учебном году образовательные учреждения среднего профессионального образования в области культуры окончили 337 человек, из них трудоустроились в отрасли всего 163 человека (48,3% от общего количества выпускников); часть выпускников (10 - 15%) оставляет творческую профессию.
С каждым годом дефицит специалистов отрасли усиливается. Так, в 2005 году учреждения культуры и искусства были укомплектованы кадрами (без учета рабочих специальностей) на 96,1%, в 2007 году - на 94,9%, в 2008 году - на 92,6%.
В крае имеются традиции и накоплен определенный опыт обучения и воспитания одаренных детей и молодежи, развития кадрового потенциала отрасли, но низкий престиж профессий в сфере культуры и искусства, удаленность муниципальных детских школ искусств от Красноярска как культурного центра края препятствуют созданию условий для обучения творческим профессиям. Незначительная государственная материальная поддержка одаренных детей, устаревший парк музыкальных инструментов, нарушение принципов непрерывности и преемственности в обучении одаренных детей, дефицит профессиональных кадров не позволяют сформировать целостную систему работы с одаренными детьми и их дальнейшего сопровождения.