Социально-экономическая эффективность программы заключается в адресности социальной поддержки, предоставляемой населению Красноярского края. Реализация программы позволит экономично распределять денежные средства краевого бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан.
В настоящее время актуальной проблемой Красноярского края в целом и отдельных территорий является «депопуляция населения».
Красноярский край характеризуется ускоренным (по сравнению со среднероссийскими темпами) снижением численности населения. Так, если в Российской Федерации за период 2001-2008 годов численность населения сократилась на 3,0 %, то в Красноярском крае - на 3,7 %.
Это обусловлено, прежде всего, старением и естественной убылью населения Красноярского края, масштабы которого составляли в 2001-2008 годах 81,9 тыс. человек в целом за период (или 10,2 тыс. человек в среднем за год).
При этом в перспективном периоде до 2030 года социально-экономическое развитие Красноярского края будет осуществляться в условиях сокращающегося населения, в том числе и его активной части, что негативно сказывается на уровне жизни населения.
Особенно ярко эта тенденция прослеживается в сельских районах, где сеть населенных пунктов сокращается, в связи с их неперспективностью, отсутствием социальной инфраструктуры, отсутствием постоянных источников доходов. В такой же ситуации находится и группа северных территорий.
Для изменения тенденции сокращения численности населения требуются принципиальное улучшение всех факторов, влияющих на демографическую ситуацию - жилищные условия, система социальной поддержки и социального обслуживания.
В связи с этим оказание материальной помощи населению Красноярского края становится одним из действенных механизмов мобилизации резервов, которые способны хотя бы частично ослабить дефициты напряжения, возникающие вследствие сокращения численности и старения трудоспособного населения, а тем самым и их неблагоприятное воздействие на темпы экономического роста в регионе.
Главными резервами в этих целях являются:
улучшение здоровья и тем самым снижение смертности;
повышение экономической активности;
межрегиональное перераспределение средств, направляемых из краевого бюджета на материальную помощь.
Критерием достижения планируемого результата программы по годам и по итогам реализации в целом является исполнение установленных целевых индикаторов и показателей результативности.
Реализация программы обеспечит предоставление единовременной адресной материальной помощи (абзац в редакции, введенной в действие 06 мая 2011 года постановлением Правительства Красноярского края от 19 апреля 2011 года N 196-п, - см. предыдущую редакцию):
29424 гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (абзац в редакции, введенной в действие с 09 декабря 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 27 ноября 2013 года N 602-п, - см. предыдущую редакцию);
4051 одиноко проживающему неработающему пенсионеру, не достигшему 65-летнего возраста, а также семьям неработающих пенсионеров, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане (за исключением одиноко проживающих супружеских пар из числа пенсионеров старше 65 лет), на ремонт жилого помещения (абзац в редакции, введенной в действие с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п, - см. предыдущую редакцию);
14728 гражданам, относящимся к отдельным категориям, предусмотренным программой, проживающим в домах, требующих ремонта печного отопления и электропроводки (абзац в редакции, введенной в действие с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п, - см. предыдущую редакцию);
не менее 100 многодетным семьям, на развитие подсобного хозяйства (абзац в редакции, введенной в действие с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п, - см. предыдущую редакцию);
не менее 198 неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (абзац дополнительно введен с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п).
Реализация программы повысит эффективность государственной поддержки, обеспечит доступность государственной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке в силу сложившихся обстоятельств, негативных факторов, стихийных бедствий, а также имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
По предварительным подсчетам, 48203 обратившихся гражданина получат в 2011-2013 годах адресную материальную помощь за счет средств краевого бюджета, в том числе в 2011 году - 14061 человек, в 2012 году - 14132 человека, в 2013 году - 14066 человек. Дополнительно в 2013 году не менее 100 многодетных семей получат материальную помощь на развитие подсобного хозяйства, а также не менее 198 неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, получат адресную социальную помощь (абзац в редакции, введенной в действие с 09 декабря 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 27 ноября 2013 года N 602-п, - см. предыдущую редакцию).
Таким образом, результатом реализации программы является планируемое изменение следующих показателей, характеризующих уровень развития отрасли в части повышения качества и условий проживания граждан: увеличение количества граждан, которым предоставлена единовременная адресная материальная помощь в связи с трудной жизненной ситуацией, увеличение количества неработающих пенсионеров, получивших единовременную адресную помощь на ремонт жилого помещения, сокращение количества граждан, проживающих в домах, требующих ремонта печного отопления и электропроводки (по отношению к численности указанных граждан по состоянию на 01.07.2010).
Своевременно оказанная адресная материальная помощь позволит гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в кратчайшие сроки найти пути решения возникшей проблемы, будет ориентировать их на активизацию трудового потенциала, экономических и моральных ресурсов, что, в свою очередь, снизит риск негативных последствий (лишение места жительства и постоянного места работы, разрыв семейных отношений и родственных связей, распродажа необходимого личного имущества, попадание в группу потенциальных нарушителей закона). Адресная материальная помощь, оказанная гражданам на ремонт занимаемых ими жилых помещений и на ремонт печного отопления и электропроводки, позволит обеспечить улучшение условий проживания неработающих пенсионеров и предотвратить возникновение пожаров, гибель людей и утрату имущества в сельской местности в домах с печным отоплением.