В настоящее время социальная защита населения является одной из отраслей, характеризующейся постоянным расширением круга вопросов, входящих в ее сферу, которые охватывают все большую часть населения.
Одной из приоритетных задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2010 году, является социальная поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан являются в Красноярском крае приоритетными направлениями в социальной сфере.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения, должны носить адресный и дифференцированный характер. Усиление адресности социальной поддержки населения является одной из стратегических целей социальной политики органов государственной власти Красноярского края в ближайшей и среднесрочной перспективе. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставлении помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако, существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных, многодетных, малообеспеченных семей. Нуждаются в социальной поддержке и те граждане, которые в силу своих индивидуальных особенностей (возраст, ограниченные физиологические возможности) или объективных причин (стихийное бедствие, трудная жизненная ситуация, болезнь, отсутствие работы и т.п.) оказываются в гораздо более трудном положении и не имеют возможности улучшить его собственными силами.
По данным министерства социальной политики Красноярского края на 1 июля 2010 года в Красноярском крае проживает 166840 одиноко проживающих пенсионеров, 123051 одиноко проживающая супружеская пара пенсионеров, 185179 инвалидов, 8041 семья, имеющая детей-инвалидов, 18575 многодетных семей, 67675 семей, потерявших кормильца и семей одиноких матерей, 413 семей с несовершеннолетними родителями, 6472 ребенка, находящихся в социально опасном положении.
Анализ ситуации в муниципальных образованиях Красноярского края показывает, что основными причинами обращения за материальной помощью являются малообеспеченность, инвалидность, внезапная или длительная болезнь, преклонный возраст, одиночество, сиротство, стихийные бедствия, отсутствие определенного места жительства, работы и иные обстоятельства. При этом значительный поток обращений идет из сельских, дотационных районов Красноярского края. Это обусловлено низким уровнем жизни, вследствие отсутствия возможности трудоустроиться, особенно у граждан, проживающих в сельской местности.
В основном граждане обращаются с просьбами о выделении денежных средств на:
приобретение дорогостоящих жизненно необходимых лекарственных препаратов или нуждаемости в дорогостоящем лечении (проведение дорогостоящих операций), которое невозможно осуществить в рамках программы государственных гарантий оказания жителям края бесплатной медицинской помощи;
восстановление жилья и приобретение необходимых вещей после пожара;
приобретение школьно-письменных принадлежностей для многодетных семей;
приобретение необходимых теплых вещей (топлива) одиноким пенсионерам и инвалидам, не способным приобрести их самостоятельно;
приобретение продуктов питания для детей из многодетных, неполных семей, родители которых временно нетрудоспособны;
восстановление документов лицам из числа не имеющих определенного места жительства и освободившихся из мест лишения свободы;
медицинское обследование и лечение детей из неполных, многодетных, неблагополучных семей и т.д.
Реализация краевой целевой программы «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» в 2008-2010 годах показала особую социальную значимость мероприятий, связанных с предоставлением единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и семьям граждан пожилого возраста, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане. Особенно востребована данная помощь в сельских территориях, поскольку большая часть пожилых граждан проживает в неблагоустроенных домах, построенных несколько десятилетий назад и имеющих значительный износ. Учитывая возраст, состояние здоровья, уровень обеспеченности граждан данной категории, осуществление ремонта жилого помещения за счет предоставленной материальной помощи является для них единственной возможностью улучшить условия проживания.
Одной из проблем, обозначенных в Красноярском крае в 2010 году, является состояние печного отопления и электропроводки в жилых домах граждан, у которых в силу определенных причин (возраст, ограниченные физические возможности, низкий уровень доходов, безработица и др.) отсутствует возможность самостоятельно произвести ремонт печного отопления и электропроводки, что приводит к возникновению пожаров, в которых гибнут люди, наносится значительный ущерб имуществу. Учитывая особую социальную значимость мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и гибели людей во всех муниципальных образованиях Красноярского края проведена работа по обследованию жилищно-бытовых условий проживания указанных граждан (семей), в ходе которой было проверено состояние печного отопления, дымоходов, электропроводки. В 59 муниципальных образованиях Красноярского края выявлено 19 596 граждан (семей), проживающих в домах, требующих ремонта печного отопления и электропроводки, наибольшее количество указанных граждан проживает в южных районах Красноярского края.
Основная цель программы - социальная поддержка нуждающихся граждан, которая достигается посредством решения определенных задач, а именно:
предоставление единовременной адресной материальной помощи обратившимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (обеспечивает необходимую поддержку с целью сохранения материальной обеспеченности граждан, тем самым делая доступным для них потребление услуг, предлагаемых в условиях современных рыночных отношений);
предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения обратившимся одиноко проживающим неработающим пенсионерам, не достигшим 65-летнего возраста, а также семьям неработающих пенсионеров, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане (за исключением одиноко проживающих супружеских пар из числа пенсионеров старше 65 лет), проживающим на территории Красноярского края (повышает уровень и комфортность жизни граждан, которые по объективным причинам не могут обеспечить его состоятельно);
предоставление единовременной адресной материальной помощи отдельным категориям граждан на ремонт печного отопления и электропроводки предоставление единовременной адресной материальной помощи отдельным категориям граждан на ремонт печного отопления и электропроводки;
предоставление единовременной адресной материальной помощи многодетным семьям, на развитие личного подсобного хозяйства (абзац в редакции, введенной в действие с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п, - см. предыдущую редакцию);
оказание адресной социальной помощи на частичное возмещение ущерба в связи с произошедшими чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями (абзац дополнительно введен с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п).
Своевременное предоставление материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки позволит предупредить пожароопасные ситуации, гибель людей. Кроме того, последствиями пожаров является полная либо частичная потеря имущества, в том числе жилых помещений, как гражданами, у которых возник пожар вследствие неудовлетворительного состояния печного отопления и электропроводки, так и другими, рядом проживающими гражданами. Предоставление адресной материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки позволит предупредить возникновение в результате пожаров трудной жизненной ситуации у значительного количества граждан, с которой они не смогут справиться самостоятельно, что в свою очередь, позволит сократить объем средств, выделяемых на оказание материальной помощи в связи с произошедшими пожарами.
Конечным социально-экономическим результатом решения обозначенных проблем будет являться социальная поддержка не менее чем (абзац в редакции, введенной в действие с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п, - см. предыдущую редакцию):
48203 нуждающимся жителям Красноярского края (в том числе в 2011 году 14061 гражданину, в 2012 году 14132 гражданам, в 2013 году 20010 гражданам) (абзац в редакции, введенной в действие с 09 декабря 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 27 ноября 2013 года N 602-п, - см. предыдущую редакцию);
сокращение на 75% в течение периода реализации программы численности граждан, проживающих в жилых помещениях, не соответствующих требованиям пожарной безопасности (по отношению к численности указанных граждан (семей) по состоянию на 01.07.2010) (абзац дополнительно введен с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п);
100 многодетных семей в целях развития подсобного хозяйства (абзац дополнительно введен с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п);
198 неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (абзац дополнительно введен с 04 августа 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 04 июля 2013 года N 337-п).