Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2010 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 27.12.2013)

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы

Город Красноярск обладает значительным историко-культурным потенциалом: на его территории расположено 252 объекта культурного наследия, имеющих как региональное, так и общероссийское значение.

Из них 179 объектов (памятников истории и культуры) приняты на государственную охрану, 73 являются выявленными объектами культурного наследия.

В соответствии с категориями историко-культурного значения в Красноярске находится 28 объектов культурного наследия федерального значения и 151 памятник истории и культуры регионального значения.

Среди памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану, представляют ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства 90, с точки зрения истории - 80, с точки зрения археологии - 3, с точки зрения монументального искусства - 6.

В разрезе объектов недвижимости памятники истории и культуры города Красноярска подразделяются на здания и сооружения (130), объекты археологии (3), захоронения (44), достопримечательные места (1), объекты садово-паркового искусства (1).

Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990 N 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990 N 3 и президиума Центрального совета ВООПиК от 16.02.1990 N 12 (162) город Красноярск включен в список исторических населенных мест Российской Федерации.

Объекты культурного наследия являются частью национального достояния и обладают уникальным, постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом. Современное понимание сохранения объектов культурного наследия - это не только предотвращение их материального разрушения или утраты, но и деятельность, предполагающая включение памятников истории и культуры (выявленных объектов культурного наследия) в социально-экономический контекст.

Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия требуются значительные финансовые средства, что связано со сложностью ремонтно-реставрационных работ, являющихся комплексом научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных мероприятий, проводимых при консервации, ремонте, реставрации либо приспособлении объектов культурного наследия для современного использования. Недостаток финансирования наряду с высокой степенью амортизации объектов культурного наследия (большинство зданий имеет амортизационный износ выше 50%) приводит к возникновению реальной угрозы утраты части памятников истории и культуры (выявленных объектов культурного наследия) в городе Красноярске.

Условия содержания и использования памятников истории и культуры (выявленных объектов культурного наследия), являющихся объектами муниципального жилищного фонда (большинство из них жилые деревянные дома), не соответствуют современным санитарно-гигиеническим, эксплуатационным требованиям (отсутствие водоснабжения, центрального отопления, канализации), что приводит к необратимым изменениям технического состояния и невозможности их дальнейшей эксплуатации.

Вероятность утраты объектов культурного наследия возрастает в связи с активизацией хозяйственной деятельности, особенно в центральной части города Красноярска, обладающей высоким историко-культурным и градостроительным потенциалом и привлекательной для инвесторов. В границах зон охраны объектов культурного наследия исторического центра, установленных в соответствии с проектом зон охраны памятников истории и культуры города Красноярска, сосредоточено 165 объектов культурного наследия. Градостроительная деятельность, осуществляемая на протяжении последних лет, привела к значительным утратам культурной ценности данной территории.