Расширение масштабов практического использования результатов космической деятельности обусловлено необходимостью использования дополнительных резервов, способных придать новый импульс развитию экономики Красноярского края.
Геополитические особенности Красноярского края (протяженная территория с разнообразным рельефом и климатом, высокая доля слабо освоенных и труднодоступных зон, большие запасы природных ресурсов и другие факторы) объективно приводят к необходимости использования таких преимуществ космических систем, как глобальность и непрерывность связи, управления и передачи данных, навигационного, гидрометеорологического, картографического и других видов обеспечения.
В этих условиях эффективное использование результатов космической деятельности и их интеграция с реальными процессами обеспечения жизнедеятельности органов государственной власти и населения приобретает значение стратегического фактора для дальнейшего ускорения социально-экономического развития края.
Однако в настоящее время в Красноярском крае отсутствуют или получили недостаточное развитие многие компоненты, необходимые для эффективного использования результатов космической деятельности.
Так, отсутствует базовый картографический комплект для решения задач мониторинга, управления и навигации общекраевого значения. Имеющиеся в крае цифровые картографические материалы, снимки высокого разрешения и данные ДДЗ, созданные или приобретенные за счет средств федерального и краевого бюджетов, имеют различные геоинформационные форматы, выполнены с использованием различных систем координат и не могут быть использованы для решения общекраевых задач комплексного анализа и планирования регионального развития и многоаспектного мониторинга состояния природной среды и результатов деятельности субъектов экономики.
Отсутствует общекраевая геоинформационная система и Интернет-портал краевой системы космического мониторинга и навигации. Это затрудняет:
планирование и взаимодействие при решении межведомственных задач;
получение оперативной информации для реагирования соответствующих служб при возникновении криминальных, чрезвычайных ситуаций и охране здоровья.
В Красноярском крае перевозка пассажиров на автомобильном транспорте осуществляется более чем по 360 маршрутам пригородного и внутрирайонного междугородного сообщения, по которым ежегодно перевозится свыше 10 млн. пассажиров, при этом ежедневно на маршрутах задействовано 524 единицы автобусов.
Указанные обстоятельства требуют незамедлительного решения вопросов:
контроля исполнения перевозчиками своих обязательств по пригородным перевозкам;
обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
Одним из наиболее эффективных средств решения проблемы является создание адекватной и эффективной системы диспетчеризации пригородных пассажирских перевозок, обеспечивающей сопровождение и повышение безопасности пассажирских перевозок, на базе российской космической навигационной системы ГЛОНАСС, взаимодействующей с оперативными службами МЧС, МВД, ФСБ и Минздрава.
Аналогичная проблема существует в МУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи" г. Красноярска. Внедрение системы мониторинга и управления обеспечит качественно новый уровень управления транспортом скорой медицинской помощи (далее - СМП) и контроля над работой специального оборудования и позволит улучшить показатели деятельности службы СМП края, кроме того, существенно улучшит экономические показатели использования транспорта СМП.
В крае также слабо развито направление широкого использования результатов обработки данных дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). Решение этой проблемы решается строительством отдельного корпуса Института космических и информационных технологий (ИКИТ) на территории кампуса СФУ и созданием на его базе инфраструктуры для научно-исследовательской деятельности, подготовки высококвалифицированных кадров, обучения работников муниципальных образований и специалистов заинтересованных структур, а также решения прикладных задач в области использования информации ДЗЗ, получаемой из космоса.
В крае подготавливается достаточное количество специалистов в области использования результатов космической деятельности, но в различных ведомствах и органах власти в настоящее время работают государственные служащие, которым необходима переподготовка и повышение квалификации в сфере использования результатов космической деятельности. Для решения этой задачи необходимо предусмотреть финансирование для переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в сфере использования результатов космической деятельности и осуществить это мероприятие для более эффективного использования результатов космической деятельности в деятельности органов государственной власти.