Социально-культурное пространство Красноярского края (далее - край) характеризуется рядом противоречий и проблем, в числе которых несформированность региональной национально-культурной идентичности, недооценка значимости традиционной народной культуры для общества и государства, удаленность края от культурных центров России и зарубежных стран, неравномерность развития инфраструктуры отрасли "культура" в крае, несоответствие кадрового потенциала уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере, неразвитость информационно-коммуникационных каналов, слабая материально-техническая база учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры края.
Большинство из этих проблем особенно остро стоит перед муниципальными образованиями края, в которых по-прежнему сохраняются высокие показатели износа материально-технической базы учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, низкие темпы обновления оборудования, пополнения музейных коллекций, комплектования библиотечных фондов, недостаточное финансирование для проведения крупных мероприятий, способствующих решению приоритетных целей и задач, стоящих перед отраслью "культура" в крае.
Сеть муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений в области культуры в крае по состоянию на 01.01.2009 состоит из 1189 библиотек, 5 театров, 5 самостоятельных творческих коллективов, 46 учреждений музейного типа, 1284 учреждений культурно-досугового типа, 123 образовательных учреждений дополнительного образования детей, 3 парков культуры и отдыха, 1 зоопарка, что составляет почти 98% от общего числа учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры в крае.
В крае целенаправленно и планомерно ведется работа по развитию всех традиционных жанров народного творчества, по созданию оптимальных условий его существования. В то же время вызывает опасение наблюдающаяся в крае тенденция сокращения количества фольклорных ансамблей, работающих в культурно-досуговых учреждениях края, и их участников. Если в 2005 году было 415 фольклорных ансамблей, то в 2009 году всего 378. Системные проблемы, характерные как для края, так и для страны в целом: сохраняющийся дефицит средств для реализации мероприятий по сохранению и популяризации традиционной народной культуры, разрушение материальной базы, - приводят к тому, что в обществе теряется установка на сохранение традиций в интересах будущих поколений. Традиционная народная культура во многом утрачивает свои позиции в регулировании социального поведения, в то время как ее роль и воздействие на человека могли бы быть значительно выше.
Все это выдвигает в качестве одной из главных задач формирование регионального культурного самоопределения жителей края. Необходима поддержка мероприятий, способствующих сохранению национально-культурной самобытности, повышению интереса населения к истории края, творчеству известных коллективов, деятелей культуры.
Особое место в социокультурном пространстве края занимают декоративно-прикладное творчество и народные художественные ремесла как один из видов творческих индустрий. Анализ ситуации показывает, что в крае из утилитарных (бытовых) ремесел сохранились гончарное, кузнечное дело, ложкарное и другие, из художественных ремесел - резьба и роспись по дереву, художественная обработка рога, кости и другие, по-прежнему достаточно широко распространены различные виды женского рукоделия.
Вместе с тем, в последние годы в значительной мере сокращаются объемы ремесленничества и места их традиционного бытования. Такие ремесла, как чеканка, кружевоплетение, ткачество, становятся большой редкостью, а литье, бондарное и скорняжное искусство практически исчезают. Материально-техническая база существующих домов ремесел, клубных формирований и любительских объединений при учреждениях культурно-досугового типа крайне слаба, не хватает специализированного оборудования, сырья. Как следствие, ухудшается качество ремесленных изделий и изделий мастеров декоративно-прикладного творчества.
Необходимо возрождение народных традиций, развитие народного творчества, в том числе путем проведения фестивалей и конкурсов, ярмарок, поддержки коллективов любительского художественного творчества.
Особенностью социально-культурного пространства края является его национальное, этнокультурное многообразие. Необходимо инициировать и поддерживать мероприятия, направленные на сплачивание многонационального населения края путем более эффективного учета реальностей и возможностей, предоставляемых культурным плюрализмом.
Культурная многоукладность невозможна без поддержки тех групп населения, которые не имеют достаточных ресурсов для самостоятельного культурного развития (малообеспеченные граждане, инвалиды, дети-сироты, многодетные семьи, пенсионеры, дети и т.д.).
Установка на максимальное сохранение культурного многообразия является одной из важнейших стратегических задач, стоящих перед отраслью "культура" в крае.
В крае отчетливо проявляется дисбаланс в уровнях потребления в культурной сфере. Формирование благоприятной среды на территории края будет способствовать преодолению сложившихся диспропорций, вызванных различной степенью обеспеченности населения услугами в области культуры.
Повышению уровня доступности культурных благ и обеспеченности населения продуктами культурной деятельности будут способствовать мероприятия, направленные на вовлечение всех групп населения в активную культурно-досуговую деятельность, приобщение населения к самодеятельному художественному творчеству, ставящие задачей реализацию и развитие творческих способностей жителей края, имеющие просветительский характер.
В результате сокращения бюджетных средств, направляемых на реставрацию ценных музейных экспонатов, редких и старопечатных книг, хранящих историческую память и обеспечивающих преемственность культурно-исторического развития, доля предметов и единиц культурного наследия, требующих реставрации, неуклонно растет, их количество составляет на сегодняшний день 44812 единиц.
Особую роль в поддержке этнокультурной самобытности территорий и сохранении культурного многообразия играют процессы межкультурного взаимодействия. Несмотря на имеющиеся примеры успешного международного сотрудничества, из-за территориальной удаленности и недостаточности финансирования количество межрегиональных и международных культурных проектов в крае незначительно. Интеграция в общероссийский и мировой культурный процесс будет способствовать приобщению населения края к культурным достижениям других регионов, формированию позитивного отношения к краю в стране и за рубежом.
Одним из ключевых факторов эффективной работы учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры является их обеспеченность высококвалифицированными специалистами.
Основными проблемами в крае в этой области являются дефицит и старение кадров, недостаточно высокий уровень образования и квалификации персонала. В учреждениях культурно-досугового типа профильное образование имеют 29,4% (из них высшее - 8,5%, среднее - 20,9%). Клубы, особенно сельские, испытывают острую нехватку молодых специалистов, способных обогатить содержательную часть организации досуга с учетом новых потребностей и интересов населения, применять новые досуговые технологии. В 2009 году прирост специалистов, имеющих стаж работы свыше десяти лет, составил 7,8%, в то время как имеющих стаж до трех лет - 2%. В общедоступных библиотеках края библиотечное образование имеет 59,4% работников (из них высшее - 18,3%, среднее специальное - 41,1%), слабо обновляется кадровый состав за счет молодых специалистов, их количество в библиотеках края составляет 11,5%. В музеях из числа научных сотрудников и экскурсоводов высшее образование имеют 77,7%, среднее специальное - 13,8%, среднее общее - 8,8%.
Одной из главных причин сложившейся кадровой ситуации является низкая заработная плата работников отрасли "культура". Необходимо создание материальных условий для повышения эффективности деятельности учреждений культуры и образования в области культуры.
Проведение в рамках программы семинаров, творческих лабораторий, мастер-классов и других форм повышения квалификации для специалистов муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры является почти единственной возможностью для них получить новые знания, чтобы успешно работать в новых условиях, уметь учитывать местную специфику и отвечать "вызовам" времени, создавать условия, обеспечивающие реализацию творческих идей и инициатив.
Введение ежемесячных социальных выплат за высокие достижения в труде работникам краевых государственных бюджетных или автономных учреждений культуры (структурных подразделений), отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия края, в целях обеспечения социальных гарантий и материального стимулирования наиболее квалифицированных и ответственных работников повысит мотивацию работников, а также будет способствовать привлечению новых высококлассных специалистов.
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 09.08.2011 N 471-п)
Создание условий для воспроизводства интеллектуальных ресурсов в области культуры также включает в себя выявление и поддержку молодых дарований через развитие системы конкурсов, фестивалей, совершенствование методической работы как фактора повышения качества образования.
Влияние бурно развивающегося в настоящее время Интернета на культуру уже сегодня огромно, в будущем же виртуальный мир может стать господствующим в культурной жизни человечества. Несмотря на происходящую в последние годы активизацию процесса внедрения новых информационных технологий, на 1283 учреждения культурно-досугового типа в крае приходится 615 персональных компьютеров, сосредоточенных в 46 территориях, только 45 учреждений имеют доступ в Интернет (3,5%). Персональные компьютеры имеют 380 библиотек (32%), выход в Интернет - 101 (8,5%), электронную почту - 97 (8,2%), большинство расположенных в сельской местности библиотек компьютерным оборудованием не оснащено. Выход в Интернет имеют 24 учреждения музейного типа (53%), веб-сайт - 12 (27%), высокая степень износа компьютерного оборудования в учреждениях музейного типа не позволяет им создавать и вести электронный каталог, содержащий основные сведения о каждом музейном предмете, в требуемом от них объеме.
Для формирования единого информационного пространства в крае необходимо развитие системы информационных услуг и обеспечение равного доступа к информационным ресурсам любого жителя края независимо от его места проживания.
Безопасность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры - это условие сохранения жизни и здоровья посетителей, работников, учащихся, а также культурных материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Практиковавшийся длительное время остаточный принцип финансирования мероприятий по обеспечению безопасности привел к тому, что муниципальные учреждения культуры и образовательные учреждения в области культуры, обладающие повышенными требованиями к безопасности, представляют собой одну из наименее защищенных категорий объектов с массовым пребыванием людей.
В оснащении системами охранно-пожарной сигнализации, оповещения нуждаются 17 учреждений музейного типа (37,8%), 789 библиотек (66,4%), 1230 учреждений клубного типа (95,8%), 39 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры (31,7%). Значительное число муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений в области культуры не обеспечено современными системами и первичными средствами пожаротушения, нуждается в проведении противопожарных мероприятий.
Материально-техническая база практически всех муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений в области культуры края, особенно в сельской местности, очень слаба и непрерывно устаревает.
Число учреждений клубного типа, требующих капитального ремонта, ежегодно растет, по состоянию на 01.01.2009 оно составляет 256 (19,9%), находящихся в аварийном состоянии, - 15 (1,2%).