Существующая система предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям справедливо характеризуется как территориально разобщенная, непрозрачная, затянутая по срокам и сложная по процедурам, накладывающая основное бремя по сбору, согласованию и представлению документов на заявителя. Указанное характерно как для системы предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными и региональными органами исполнительной власти, так и для системы предоставления муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления.
При этом основные массовые общественно значимые услуги, как правило, носят межведомственный и межуровневый характер. В этой связи невозможно улучшить предоставление отдельно взятой услуги только в рамках конкретного ведомства без оптимизации работы других ведомств, включенных в предоставление таких государственных и муниципальных услуг. Поэтому проводить оптимизацию процесса предоставления государственных, муниципальных услуг целесообразно за счет:
организации единой сети МФЦ;
оптимизации межведомственного взаимодействия (в том числе электронного), сокращения времени документооборота, объединения информационных ресурсов различных ведомств;
обеспечения возможности получения гражданами одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг в рамках отдельно взятой межведомственной услуги в режиме "единого окна".
Согласно проведенному исследованию в 2008 году администрацией г. Красноярска около 90% поступивших обращений граждан приходится на 41 услугу, то есть перечень наиболее востребованных услуг ограничен. Таким образом, при четкой организации деятельности все наиболее востребованные услуги могут быть оказаны в одном месте.
Предоставление возможности получения в первую очередь социально значимых, а также иных государственных и муниципальных услуг в одном месте - МФЦ позволяет приблизить публичные услуги к заявителю, упростить процедуры их получения, а также оптимизировать работу государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляющих данные услуги.
При этом предоставляемые услуги должны быть доступны для населения, а это условие предполагает также учет транспортной доступности. В этой связи наиболее рациональным и планомерным является формирование сети МФЦ на территории Красноярского края с учетом уже имеющегося опыта создания и функционирования на базе пилотного МФЦ.
Задача построения сети МФЦ в Красноярском крае полностью соответствует установленным приоритетам социально-экономического развития Красноярского края, так как подчинена основной цели краевого социально-экономического развития - повышению качества жизни населения.
В целях повышения качества государственных и муниципальных услуг, на основании результатов проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации конкурсного отбора программ, планов и проектов субъектов Российской Федерации по реализации административной реформы Правительством Красноярского края создается краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
КГБУ "МФЦ" будет представлять собой организацию по оказанию населению комплекса взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг с участием представителей министерств и ведомств различных уровней власти в едином помещении, организованном по принципу "одного окна" и соответствующем всем необходимым требованиям комфортности предоставления государственных услуг (организация работы электронной очереди, возможность предварительной записи по телефону, оборудованные места ожидания, удобство расположения и т.д.), включая возможность оплатить необходимые пошлины и сборы (наличие отделения банка, кассы для приема платежей).
Ключевой функцией КГБУ "МФЦ" является организация приема получателей услуг, первичная обработка документов, оказание заявителю государственной (муниципальной) услуги, консультирование граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг. Взаимодействие министерств и ведомств различных уровней власти и КГБУ "МФЦ" при предоставлении государственных (муниципальных) услуг осуществляется на основе заключенных соглашений.
Для создания автоматизированной информационной системы предоставления государственных услуг на базе пилотного МФЦ приобретено в 2008 году оборудование для организации работы call-центра, разработана и внедрена система управления электронной очередью и управления взаимоотношениями с клиентами.
Прием и выдача документов получателей услуг осуществляется в 26 окнах пилотного МФЦ, оборудованных рабочими местами, оснащенными всей необходимой оргтехникой.
Первоочередной задачей на пути к достижению улучшения качества и доступности государственных и муниципальных услуг на базе КГБУ "МФЦ" является создание структурных подразделений КГБУ "МФЦ" с их приближением к жителям всех муниципальных образований края. На решение данной задачи и направлена настоящая Программа.
Важной задачей данного проекта является преодоление разрыва между состоянием государственного и муниципального управления и существующим социально-экономическим потенциалом края путем кардинального повышения эффективности и результативности работы органов исполнительной власти и местного самоуправления и повышения качества государственного и муниципального управления.
Программа позволит значительно повысить доступность государственных услуг и оперативность их получения за счет повышения качества предоставления услуг на базе КГБУ "МФЦ" и его структурных подразделений и мобильных пунктов в муниципальных образованиях Красноярского края.
Практика показывает, что возникающие проблемы при реализации административной реформы наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов.