1. Градостроительство является базовой отраслью, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Устойчивое развитие территорий - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Градостроительная деятельность на территории Красноярского края осуществляется на основе документов территориального планирования районов края (схем районных планировок) и землеустроительной документации (проектов сельскохозяйственных планировок), разработанных в период с 1968 по 1973 год, генеральных планов городских и сельских поселений, разработанных в период с 1968 по 1986 год.
Развитие территории Красноярского края базируется на документах территориального планирования края и муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов). Данные документы являются правовой основой для подготовки документации по планировке территории и последующего размещения объектов капитального строительства.
В настоящее время развитие территорий муниципальных образований края не в полной мере обеспечено необходимыми документами в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, от которых зависит эффективность использования территории, условия и темпы социально - экономического развития территории Красноярского края.
2. В составе Красноярского края имеются 581 муниципальное образование, в том числе 44 муниципальных района, 17 городских округов, 36 городских поселений, 484 сельских поселения. Значительная часть документов территориального планирования на муниципальные образования края разработана в период с 1968 по 1986 год.
В настоящее время в соответствии с требованиями действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовлены документы территориального планирования:
из 44 муниципальных районов за счет средств бюджетов органов местного самоуправления подготовлены 3 схемы территориального планирования на Боготольский, Канский и Северо-Енисейский районы, в рамках краевой целевой программы «О территориальном планировании края на 2006-2008 годы» разработаны схемы территориального планирования на 10 муниципальных районов: Ачинский, Богучанский, Березовский, Большеулуйский, Емельяновский, Курагинский, Минусинский, Мотыгинский, Сухобузимский, Туруханский районы. В июле 2007 года Законом края «О внесении изменений в Закон края «О краевой целевой программе «О территориальном планировании края на 2006-2008 годы» перечень программных мероприятий существенно расширен. В конце 2007 года по итогам проведенных конкурсов и подписания муниципальных контрактов приступили к подготовке схем территориального планирования на 24 района: Абанский, Балахтинский, Бирилюсский, Большемуртинский, Дзержинский, Ермаковский, Ирбейский, Идринский, Казачинский, Каратузский, Краснотуранский, Назаровский, Новоселовский, Нижнеингашский, Партизанский, Пировский, Рыбинский, Саянский, Тасеевский, Тюхтетский, Уярский, Ужурский, Шушенский, Шарыповский. Срок завершения этих работ в 2010-2011 годах. Кроме того, в 2011 году предусматривается подготовка новых схем территориального планирования на 7 муниципальных районов: Енисейский, Иланский, Кежемский, Козульский, Манский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский (абзац в редакции, введенной в действие с 07 декабря 2010 года постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2010 года N 583-п, - см. предыдущую редакцию);
из 17 городских округов 5 обеспечены утвержденными генеральными планами: Красноярск, Ачинск, Зеленогорск, Норильск, Канск, в стадии разработки находятся генеральные планы 9 городских округов: Бородино, Боготол, Енисейск, Сосновоборск, Лесосибирск, Назарово, Минусинск, Шарыпово, Дивногорск (работа по генеральному плану Дивногорска завершается в 2009 году), генеральные планы 3 городских округов: п. Горячегорск (муниципальное образование г. Шарыпово), п. Кедровый, ЗАТО п. Солнечный планируется разработать в 2011 году (абзац в редакции, введенной в действие с 07 декабря 2010 года постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2010 года N 583-п, - см. предыдущую редакцию);
из 36 городских поселений 2 обеспечены утвержденными генеральными планами: п. Большая Ирба, п. Краснокаменск, 3 разрабатываются за счет средств местных бюджетов: п. Козулька, п. Курагино, п. Кошурниково. В рамках краевой целевой программы «О территориальном планировании края на 2006-2008 годы» разрабатывались проекты генеральных планов на 19 городских поселений: п. Балахта, п. Березовка, п. Рассвет, п. Большая Мурта, п. Дубинино, п. Емельяново, п. Памяти 13 Борцов, п. Подтесово, г. Кодинск, г. Иланский, п. Мотыгино, п. Раздолинск, п. Нижний Ингаш, п. Нижняя Пойма, п. Ирша, г. Дудинка, г. Ужур, г. Уяр, п. Шушенское. По 4 из них работы завершились в 2008 году: п. Березовка, п. Емельяново, п. Дубинино, п. Шушенское, по 11 - переходят на 2009 год, по 1 - на 2010 год, по 3 - на 2011 год. В рамках программы «О территориальном планировании Красноярского края на 2009-2011 годы» планируется разработать проект генерального плана городского поселения: г. Игарка. В 2011 году планируется разработать проекты генеральных планов 13 городских поселений: в Большемуртинском районе р.п. Предивинск, в Козульском районе п. Новочернореченский, в Курагинском районе: г. Артемовск, п. Большая Ирба, п. Краснокаменск, п. Чибижек, в Мотыгинском районе п. Южно-Енисейск, в Нижнеингашском районе: р.п. Поканаевка, п. Тинской, в Рыбинском районе: п. Саянский, п. Урал, в Туруханском районе п. Светлогорск, в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе п. Диксон (абзац в редакции, введенной в действие с 07 декабря 2010 года постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2010 года N 583-п, - см. предыдущую редакцию).
Из 484 сельских поселений 11 обеспечены утвержденными документами территориального планирования: Устьянский сельсовет Абанского района, Большесырский, Еловский и Ровненский сельсоветы Балахтинского района, Большекосульский, Критовский и Юрьевский сельсоветы Боготольского района, Георгиевский сельсовет Канского района, Балахтонский сельсовет Козульского района, Дороховский и Красносопкинский сельсоветы Назаровского района. В рамках краевой целевой программы «О территориальном планировании края на 2006-2008 годы» разрабатывались проекты генеральных планов на 86 сельских поселений и частей сельских поселений, из них по 13 проектам работы завершились в 2008 году, 16 проектов - переходят на 2009 год, 48 - на 2010 год, 2 - на 2011 год, из которых 1 завершится на 30%. В мероприятия новой программы включена подготовка 4 объектов (абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2010 года постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 года N 195-п, - см. предыдущую редакцию).
3. Отсутствие в Красноярском крае обновленных документов территориального планирования Красноярского края, городских и сельских поселений, других муниципальных образований края приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным социально-экономическим и правовым условиям.
Документы территориального планирования являются важнейшим элементом при разработке краевых и местных инвестиционных программ, формировании перечня инвестиционных проектов, финансируемых из краевого и местных бюджетов, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем природопользования, защиты территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом на сегодняшний день большинство ранее разработанных документов утратили свою актуальность.
В настоящее время в крае также отсутствует информационная система сведений, обеспечивающая органы государственной власти края и органы местного самоуправления, других субъектов градостроительной деятельности достоверной и полной информацией о состоянии, перспективах, условиях и последствиях осуществления градостроительной деятельности на территории края, а также обеспечения регистрации прав на объекты недвижимости.
Отсутствуют региональные и местные нормативы градостроительного проектирования - основа правового регулирования застройки населенных пунктов, которые должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов) объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).
Также муниципальные образования края не обеспечены правилами землепользования и застройки, разрабатываемыми в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
4. Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определено, что органами государственной власти, органами местного самоуправления с 1 января 2010 года не допускается принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, согласно положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с 1 января 2010 года не допускается выдача разрешений на строительство объектов всех форм собственности при отсутствии правил землепользования и застройки, подготовка которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации при отсутствии документов территориального планирования муниципальных образований (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов), документации по планировке территории невозможна реализация строительных программ, направленных на развитие объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, финансируемых, в том числе, из средств краевого бюджета.