Решение стратегических задач по обеспечению продовольственной безопасности страны, наращиванию экономического потенциала агропромышленного комплекса и социального развития сельских территорий требует со стороны государства осуществления комплекса мер, направленных на создание условий для подготовки и формирования кадрового потенциала, способного обеспечить эффективное развитие сельской экономики в современных условиях.
Сохраняющийся низкий уровень жизни и социального комфорта в сельской местности, отсутствие доступного и комфортного жилья, отвечающего современным требованиям, ведет к вынужденной миграции сельского населения, в структуре которого преобладает молодое трудоспособное население с высшим образованием. Ухудшается демографическая ситуация на селе, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляется положение с трудовыми кадрами на селе.
Снижается профессиональный, качественный и количественный состав кадров сельскохозяйственного производства. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций Красноярского края специалистами с высшим и средним профессиональным образованием в 2007 году составила 70,3 процента. Некомплект составлял 604 единицы. Только один из четырех руководителей сельскохозяйственных организаций имеет высшее профессиональное образование. В аграрном секторе экономики края занято всего 22 процента молодых людей в возрасте до 35 лет. В то же время 8 процентов работающих - это люди предпенсионного и пенсионного возраста (старше 55 лет). Ежегодно в организации агропромышленного комплекса трудоустраиваются не более 10 процентов выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и развития сельской экономики. Эти проблемы можно решать за счет привлечения в село молодежи.
Привлечение молодых специалистов для работы в сельской местности и закрепление их в аграрном и других секторах экономики сельских территорий невозможно без формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в доступном и комфортном жилье.
Особенно остро вопрос строительства жилья стоит в отдаленных сельских населенных пунктах, где обеспечение доступным жильем учителя или врача из вопроса чисто жилищного превращается в острый социальный вопрос.
Современный рынок жилья в сельской местности характеризуется высокой стоимостью и ограниченным предложением жилья на вторичном рынке. Только 12 процентов жилья от объемов нового строительства в Красноярском крае строится в сельской местности.
Уровень доходов большинства молодых семей и молодых специалистов, работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы на селе, не позволяет им решить проблему обеспечения жильем самостоятельно, даже с привлечением кредитных ресурсов.
По данным статистики, среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственной отрасли края за 5 месяцев 2008 года составила 6599 рублей, при этом средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в Красноярском крае на третий квартал 2008 года составляет 33900 рублей (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.06.2008 N 71).
По данным органов местного самоуправления Красноярского края, в улучшении жилищных условий нуждаются более 1500 молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности. Расчетная потребность в жилье составляет более 65,1 тыс. кв. метров.
В сложившейся ситуации для формирования базовых условий социального комфорта для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, формирования и закрепления на селе кадрового потенциала из наиболее активной части населения - молодых семей и молодых специалистов, преодоления дефицита в квалифицированных специалистах в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса и в целом развития сельских территорий, необходимо осуществление мер государственной поддержки в виде программных мероприятий, направленных на создание условий по обеспечению молодых семей и молодых специалистов доступным жильем в сельской местности.
Механизм реализации программы базируется на принципах социального партнерства участников программы, работодателей, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Красноярского края, органов исполнительной власти Российской Федерации. При этом требуются четкие разграничения полномочий и ответственности за реализацию мероприятий программы.
Программно-целевой подход при решении "жилищного вопроса" позволит в рамках реализации мероприятий государственной поддержки взаимно увязать мероприятия программы, исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, контроль за ходом реализации мероприятий и ожидаемые результаты.