Существенным принципом современной культурной политики является соотнесение культурного процесса в регионе с мировым культурным контекстом. Понимание, проектирование и управление местными культурными событиями необходимо сопоставлять с общероссийским и международным уровнем проблем и вызовов. Присутствие на культурно-политической карте мира требует соотнесения концепций организации и управления культурой с сибирскими, федеральными, европейскими и мировыми стратегиями и программами. В контексте современных тенденций культура становится ресурсом новой экономики и действующим агентом развития, источником нового мышления.
Востребованность инновационных моделей мышления - важнейший постулат современной цивилизации. Креативная составляющая сегодня становится влиятельным фактором социально-культурной действительности и глобальной конкуренции городов, регионов и стран. Все очевиднее становление постиндустриального уклада жизни в развитых обществах, при котором определяющими являются уже не только потоки информации и знаний, а способности нации как сообщества индивидуальностей к пониманию, созданию и эффективному использованию образов и смыслов. Двигателем постиндустриального общества становится культура, понимаемая как совокупность творческих ресурсов. Ключевыми институтами новой экономики становятся университеты, информационные, научные, культурные организации как центры сосредоточения теоретического и прикладного знания. Ядро экономики в современной цивилизации составляют технологии проектирования будущего, создание креативного потенциала и управление развитием, формирование инновационных потребностей и опережающего избыточного предложения. Для развития этого сектора нужны творчески мыслящие, художественно одаренные люди, создающие в союзе с менеджерами и технологами рыночные продукты, экономическая ценность которых заключена в их культурных или интеллектуальных свойствах.
Наступает эпоха воображения: соединяя прошлое, настоящее и будущее, творческая модель мышления и деятельности задействует интеллектуальные ресурсы культуры, символический капитал места и сетевые инфраструктуры, открывает новые горизонты для временного и пространственного опыта. Культура есть сфера производства актуальных смыслов - подвижной и динамичной основы самоопределения личности во времени и пространстве, предоставляющая средства для понимания и структурирования жизненного мира. Ключевым звеном критического положения современного российского общества в переходную эпоху является бедность устремлений, нехватка мотивационной энергии. На повестке дня - талант и амбиция, самоопределение и напряжение жизненных пружин русской души, воли и понимания.
Именно в Сибири был востребован пассионарный, смелый, свободолюбивый менталитет, в истории ее развития прежде всего реализовывался инновационный опыт уникальных социальных проектов, касается ли это переселения крестьян по столыпинской реформе, строительства самых мощных в мире ГЭС, создания космических технологий военно-промышленного комплекса или реализации программы «Превратим Сибирь в край высокой культуры». При всей неоднозначности оценки этих свершений, их объединяет масштабность и устремленность за рамки локальной усредненной жизни. Судьба России разрешалась освоением «пустого» пространства от Европы до Тихого океана. Региональная культурная идентичность Сибири в масштабе России и мира должна строиться на этом фундаментальном историческом факте: евразийская «пустыня» - это уже не столько безлюдная, отдаленная земля с залежами углеводородов, драгметаллов, древесины и гидроэнергии (природная кладовая), сколько неразгаданный ресурс цивилизационной будущности, стратегическое социально-культурное преимущество, позиционирующее Россию в мире. Именно энергия устремления - характерное свойство первичного сибирского самосознания. Поэтому важнейшей культурно-политической целью на пути встраивания краевой культуры в возможно более широкий контекст является осознание и компенсация географической удаленности территории Красноярского края от сложившихся федеральных и международных культурных центров. Отсюда ориентация сетевых программ и проектов межрегионального партнерства и обмена, в которых искусство выступает «за и против географии».
Необходимое условие модернизации и развития сферы культуры - концептуально-проектный способ преобразования культурной среды, востребующий проектную деятельность, пронизанную творчеством. Роль культурных институтов может стать весьма ощутимой, если они осознают и сформируют креативное ядро своей деятельности и соотнесут его с коммуникационными процессами и технологиями. В центре современной креативной культуры находится искусство в его наивысшей форме развития. В отличие от индустрии развлечений сложное искусство генерирует подлинные, целостные и многозначные картины мира, представляющие фундаментальный ресурс личностного роста. Наряду с обеспечением условий возникновения художественных открытий важнейшим системным условием является инфраструктура доступа и коммуникации с феноменами развитой и сложной культуры.
Культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что сумела генерировать в себе мощный сектор творческих индустрий. Именно культура аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, позволяет превратить слабые стороны в сильные, когда кооперация организаций культуры с другими социальными субъектами позволяет улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции, инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально-экономических проблем и способствовать разрешению конфликтных ситуаций. Креативные технологии в Сибири - это не просто новомодные европейские идеи, а современный образ мысли и жизни, где культура выступает всепроникающей силой в создании творческого потенциала социально-экономической жизни края и определяет ориентиры его развития.
Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы разработаны с учетом новой социально-экономической стратегии региона, мониторинга отрасли по всем направлениям культурной деятельности. Данная стратегия культурной политики является определяющим документом для формирования краевых целевых программ в сфере культуры, ведомственной программы министерства культуры, а также для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, базирующихся на нормативных правовых документах, регулирующих деятельность отрасли.