Недействующий

О долгосрочной целевой программе «Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на 2009-2010 годы (с изменениями на 30 октября 2010 года)


Раздел 2. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы


Система социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны за последние годы претерпела ряд существенных изменений. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны (за исключением лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы  на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны - далее труженики тыла), не вступивших в повторный брак вдов (вдовцов) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с 2005 года отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» субъекты Российской Федерации имеют право в дополнение к мерам социальной поддержки, предусмотренным федеральным законодательством, устанавливать иные меры социальной поддержки ветеранов. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные субъектами Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В Красноярском крае с 2005 года принимаются инициативные обязательства, финансируемые из средств краевого бюджета, направленные на социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей.

Законодательством края предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки, предусматривающие полное освобождение от оплаты жилищно-коммунальных услуг:

одиноко проживающих инвалидов и участников Великой Отечественной войны;

отдельно проживающих супружеских пар, в которых один из супругов является инвалидом или участником Великой Отечественной войны;

одиноко проживающих, не вступивших в повторный брак вдов военнослужащих, погибших (пропавших без вести) в войну с Финляндией, в Великую Отечественную войну, войну с Японией, во время других боевых действий;

одиноко проживающих, не вступивших в повторный брак вдов умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Решаются вопросы улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, за счет средств федерального бюджета. Начиная с 2006 года инвалидам и участникам Великой Отечественной войны было приобретено 118 квартир.

Жилищные проблемы ветеранов решаются в крае также за счет помещения в краевые государственные учреждения «Дом милосердия для ветеранов войны и труда» на 301 место и геронтологический центр «Жарки» на 170 мест.

Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2007 № 486 «О проведении дней воинской славы России в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено продолжить работу по улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

С целью более детального рассмотрения проблем ветеранов войны и членов их семей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено совместно с региональными общественными организациями ветеранов провести с августа 2007 года по март 2008 года Всероссийский рейд по изучению социально-бытовых условий жизни, состояния медицинского, торгового обслуживания, лекарственного обеспечения и организации отдыха ветеранов.

Уровень и качество жизни населения, доступность и эффективность социальной инфраструктуры являются одной из главных целей развития Красноярского края, основной задачей для власти, всех политических и общественных сил региона.

В  то же время по итогам проведенного рейда были выявлены следующие проблемы ветеранов Великой Отечественной войны:

нуждаемость в улучшении жилищных условий;

необходимость капитального ремонта и (или) устройства внутридомовых инженерных систем жилых помещений, занимаемых ветеранами (абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2009 года  постановлением Правительства Красноярского края от 10 февраля 2009 года № 69-п -  см. предыдущую редакцию);

недостаточность средств на жизненно необходимые услуги -  зубопротезирование, установку телефонов;

отсутствие мер социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Российской Федерации.

Численность ветеранов, вставших на учет на улучшение жилищных условий до 01.03.2005, по состоянию на 01.01.2008 составляла 623 человека; на 15.11.2008 по результатам сверки, проведенной с органами местного самоуправления - 470 человек.

В федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов Красноярскому краю на реализацию Указа Президента предусмотрено 703518,8 тыс. рублей. При этом расчет суммы субвенции производился исходя из численности ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем по Указу Президента (без учета их членов семьи), общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Красноярскому краю, установленной Минрегионом России (33550,0 рублей), т.е. на каждого ветерана из федерального бюджета выделяется 1207800,0 рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 08 декабря 2009 года постановлением Правительства Красноярского края от 17 ноября 2009 года N 582-п, - см. предыдущую редакцию).

Однако обеспечение жильем только самого ветерана войны в отрыве от членов семьи (например, супруги или проживающих совместно с ветераном детей, осуществляющих за ним уход) невозможно. Кроме того, неосуществимо приобретение жилья для ветеранов войны, проживающих в городе Красноярске, где фактически сложившаяся средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья (41332,93 рубля) более чем на 20 процентов выше стоимости, установленной Минрегионом России (абзац в редакции, введенной в действие с 08 декабря 2009 года постановлением Правительства Красноярского края от 17 ноября 2009 года N 582-п, - см. предыдущую редакцию).

Учитывая, что в крае среднестатистическая семья состоит из трех человек, для приобретения жилья ветеранам войны требуются дополнительные денежные средства (абзац в редакции, введенной в действие с 08 декабря 2009 года постановлением Правительства Красноярского края от 17 ноября 2009 года N 582-п, - см. предыдущую редакцию).

Объем средств краевого бюджета, необходимый для реализации Указа Президента и полного обеспечения жильем 276 ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет на улучшение жилищных условий до 01.03.2005, с учетом членов семей, составляет 104000,0 тыс. рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 08 декабря 2009 года постановлением Правительства Красноярского края от 17 ноября 2009 года N 582-п, - см. предыдущую редакцию).

Абзац исключен с 08 декабря 2009 года постановлением Правительства Красноярского края от 17 ноября 2009 года N 582-п. - См. предыдущую редакцию.

Абзац исключен с 08 декабря 2009 года постановлением Правительства Красноярского края от 17 ноября 2009 года N 582-п. - См. предыдущую редакцию.  

В настоящее время сохраняется нуждаемость в улучшении жилищных условий среди инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (далее - жители  блокадного Ленинграда), не вступивших в повторный брак вдов (вдовцов) инвалидов и участников войны (далее - вдовы участников войны), признанных малоимущими и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 01.03.2005, но не позднее 01.09.2009. По данным органов местного самоуправления, 365 гражданина из числа таких лиц не обеспечены жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма (абзац в редакции, введенной в действие с 08 декабря 2009 года постановлением Правительства Красноярского края от 17 ноября 2009 года N 582-п, - см. предыдущую редакцию).

Действующее жилищное законодательство не содержит норм, предоставляющих инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, жителям  блокадного  Ленинграда,  вдовам  участников  войны преимущества при предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Учитывая данный факт, а также возрастные характеристики указанных лиц (самому молодому участнику войны не менее 80 лет), определенное количество инвалидов и участников Великой Отечественной войны  не смогут реализовать свое право на улучшение жилищных условий.

Многие из них, проживающие в домах, принадлежащих на праве собственности, не хотели бы менять место жительства. Наилучшим выходом для них было бы проведение капитального ремонта дома и (или) устройство в нем внутридомовых инженерных систем (абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2009 года  постановлением Правительства Красноярского края от 10 февраля 2009 года № 69-п - см. предыдущую редакцию).