ЗАКОН КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 20 декабря 2007 года N 4-1174
О краевой целевой программе
«Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год
(с изменениями на 2 декабря 2008 года)
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Красноярского края от 05 июня 2008 года N 5-1750
("Краевой вестник" (приложение к газете "Вечерний Красноярск") № 62 (363), 17.06.2008)
Законом Красноярского края от 18 ноября 2008 года N 7-2453
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 61 (282),
01.12.2008, "Наш Красноярский край" № 44, 02.12.2008)
___________________________________________
Утвердить краевую целевую программу «Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в газете «Краевой вестник» - приложении к газете «Вечерний Красноярск».
Губернатор
Красноярского края
А. Г. Хлопонин
Краевая целевая программа
«Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год
Наименование программы | краевая целевая программа «Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год | |||
Основание для разработки программы | распоряжение Совета администрации края «О примерном перечне краевых целевых программ, предлагаемых для разработки на 2008 год» от 24 августа 2007 года № 948-р | |||
Государственный заказчик программы | Совет администрации Красноярского края | |||
Исполнитель мероприятий программы | агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края | |||
(раздел в редакции, введенной в действие с 02 декаря 2008 года Законом Красноярского края от 18 ноября 2008 года N 7-2453, - см. предыдущую редакцию) | ||||
Разработчик программы | агентство по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края | |||
Главный распорядитель бюджетных средств | агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края | |||
(раздел в редакции, введенной в действие с 02 декаря 2008 года Законом Красноярского края от 18 ноября 2008 года N 7-2453, - см. предыдущую редакцию) | ||||
Цели программы | государственная поддержка представителей коренных малочисленных народов Севера (далее - народы Севера), ведущих традиционный образ жизни, занимающихся традиционными видами хозяйствования и промыслами; | |||
Задачи программы | содействие обеспечению социальной защищенности представителей народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, занимающихся традиционными видами хозяйствования и промыслами; | |||
Целевые индикаторы | доля представителей народов Севера, принявших участие в мероприятиях программы, в общей численности народов Севера, проживающих на территории Красноярского края (Туруханский, Тюхтетский, Енисейский и Северо-Енисейский районы); | |||
Срок реализации программы | 2008 год | |||
Объемы и источники финансирования программы | 16 188,7 тыс. рублей из средств краевого бюджета | |||
(раздел в редакции, введенной в действие 18 июня 2008 года Законом Красноярского края от 05 июня 2008 года N 5-1750, - см. предыдущую редакцию) | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | в результате реализации программных мероприятий в 2008 году будет: улучшены жилищные условия 10 семей народов Севера (абзац дополнительно включен с 02 декаря 2008 года Законом Красноярского края от 18 ноября 2008 года N 7-2453) | |||
Система организации | министерство экономики и регионального развития Красноярского края; служба финансово-экономического контроля Красноярского края; агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - агентство) | |||
(раздел в редакции, введенной в действие с 02 декаря 2008 года Законом Красноярского края от 18 ноября 2008 года N 7-2453, - см. предыдущую редакцию) |
Народы Севера - народы, проживающие в северных районах Красноярского края, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, традиционные виды хозяйствования и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. В настоящее время в Красноярском крае проживают представители восьми коренных малочисленных народов Севера - долгане, кето, селькупы, ненцы, нганасане, чулымцы, эвенки и энцы - общей численностью около 16,4 тыс. человек. Большинство аборигенного населения проживает в Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах, кроме этого - в Туруханском, Тюхтетском, Енисейском и Северо-Енисейском районах (около 1,6 тысячи человек).
Основным источником средств к существованию, обеспечивающим жизнедеятельность народов Севера, являются традиционные виды хозяйствования и промыслы: оленеводство, охота, рыболовство, собирательство. В том или ином сочетании это характерно для всех территорий проживания народов Севера.
Реализация продукции традиционных видов хозяйствования и промыслов затрудняется отсутствием стабильных рынков сбыта и налаженной перерабатывающей и транспортной инфраструктуры. В связи с чем сложившиеся закупочные цены на продукцию традиционных видов хозяйствования и промыслов народов Севера существенно ниже рыночных. В период перехода страны к рыночным отношениям произошло сокращение численности домашних оленей и как следствие - не производится их плановый забой, сократилось производство национальной одежды и обуви, сувенирной продукции.
Указанные обстоятельства приводят к тому, что традиционные виды хозяйствования и промыслы не могут обеспечить нормальную жизнедеятельность представителей народов Севера. Большинство лиц, занимающихся традиционными видами хозяйствования и промыслами, в соответствии с трудовым законодательством не являются работниками и, следовательно, не получают заработную плату. Средняя продолжительность жизни представителей народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, ниже возраста, достижение которого необходимо для назначения трудовой пенсии по старости.
Для решения обозначенных проблем необходимо субсидирование реализации продукции традиционных видов хозяйствования и промыслов. В программе вводится система стимулирования сбыта продукции традиционных видов хозяйствования и промыслов. Организации народов Севера, принявшие у населения и реализовавшие продукцию по цене не ниже рекомендованной, при наличии всех необходимых документов получат субсидию в расчете на единицу реализованной продукции. Данная схема позволит представителям народов Севера получить дополнительный доход, позволит развить у них навыки по работе с организационно-распорядительной документацией.
Домашнее оленеводство в Красноярском крае продукции для извлечения прибыли не дает. Оленеводство имеет этносохраняющее значение. В целях сохранения оленепоголовья для оленеводов предусматриваются существовавшие прежде меры поддержки в виде выплаты социальных пособий и денежной компенсации части расходов на содержание оленей.
По-прежнему актуальной остается проблема низкого уровня обеспеченности народов Севера качественными медицинскими услугами. В 2005-2007 годах в рамках краевых целевых программ был найден один из наиболее оптимальных вариантов ее решения: оказание стоматологической помощи выездными бригадами специалистов. Стоматологами был произведен осмотр, оказана терапевтическая и хирургическая помощь представителям коренного населения: в 2005 году - 120 жителям поселков Келлог, Фарково, в 2006 году - 130 жителям поселка Фарково, в 2007 году - 160 жителям поселка Фарково. Большие объемы и востребованность оказанных услуг, положительные отзывы населения дают основание для продолжения реализации подобных мероприятий: в 2008 планируется предоставление услуг 130 жителям поселка Советская Речка.
Требует решения проблема малой обеспеченности жильем представителей народов Севера, особенно молодых семей. В решении этого вопроса оптимальным выглядит вариант сочетания инициативы народов Севера по самостоятельному осуществлению индивидуального строительства и предоставления части необходимой помощи за счет бюджета. Так, в Туруханском районе (поселки Келлог, Бахта, Фарково, Сургутиха) 10 молодых семьей самостоятельно на основании Закона края от 14 февраля 2007 года № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» бесплатно осуществляют заготовку древесины и строят дома, однако им требуются материалы для отделки построек (что и предполагается обеспечить за счет средств программы).
Одним из факторов, препятствующих эффективному региональному управлению в сфере защиты интересов народов Севера, является отсутствие полных и систематизированных данных об объекте управления - представителях народов Севера. При расчетах потребностей в целях предоставления мер государственной поддержки требуется отдельный информационный ресурс о народах Севера (использования общих статистических показателей здесь недостаточно). Программой предусматривается разработка и внедрение программного обеспечения для учета данных о народах Севера Красноярского края.
Настоящая программа в целом продолжает направления государственной поддержки, заложенные в краевых целевых программах «Народы Севера» 2005-2007 годов. Указанные программы за счет стимулирующих мер привели к увеличению числа представителей народов Севера, занятых в традиционных видах хозяйствования и промыслах (оленеводство, рыболовство, охота): в 2005 году - 262 человека, в 2006 году - 340 человек, в 2007 году - 345 человек, в 2008 году ожидается 363 человека. С 2000 года не менее 50 студентов из числа народов Севера ежегодно получают дополнительные средства для обучения в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях Российской Федерации.
Настоящая программа учитывает опыт государственной поддержки народов Севера, сформировавшийся к настоящему времени в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах. В течение переходного периода объединения трех субъектов Российской Федерации сохраняются механизмы государственной поддержки народов Севера, существующие на соответствующих территориях. В связи с этим настоящая программа носит краткосрочный характер и распространяется на Туруханский, Тюхтетский, Енисейский и Северо-Енисейский районы.
Основные цели программы: государственная поддержка представителей народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, занимающихся традиционными видами хозяйствования и промыслами; содействие защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов Севера.
Основные задачи программы: содействие обеспечению социальной защищенности представителей народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, занимающихся традиционными видами хозяйствования и промыслами; содействие развитию и поддержке национального предпринимательства; содействие повышению уровня образования, профессиональной подготовке представителей народов Севера; содействие обеспечению здоровья представителей народов Севера; содействие возрождению национальной культуры народов Севера.
При реализации мероприятий программы используются следующие целевые индикаторы и показатели: доля представителей народов Севера, принявших участие в мероприятиях программы, в общей численности народов Севера, проживающих на территории Красноярского края (Туруханский, Тюхтетский, Енисейский и Северо-Енисейский районы), количество представителей народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, занимающихся традиционными видами хозяйствования и промыслами, имеющих дополнительный доход; общее поголовье домашних северных оленей; закупочная цена продукции традиционных видов хозяйствования и промыслов народов Севера; количество объединений представителей народов Севера, реализующих продукцию традиционных видов хозяйствования и промыслов; количество представителей народов Севера, обучающихся в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях Российской Федерации (закончивших данные учебные заведения); количество представителей народов Севера, имеющих доступ к медицинским услугам; количество представителей народов Севера, улучшивших жилищные условия (абзац в редакции, введенной в действие с 02 декаря 2008 года Законом Красноярского края от 18 ноября 2008 года N 7-2453, - см. предыдущую редакцию).
Решение поставленных целей и задач определяется достижением указанных в разделе 5 программы «Оценка социально-экономической эффективности от реализации программных мероприятий» значений целевых индикаторов и показателей, а также иных результатов программы.
Программа реализуется в течение 2008 года.
Реализация подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1, подпункта 2.1 пункта 2 раздела 6 программы «Мероприятия краевой целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год» осуществляется на основании Порядка предоставления денежных средств лицам, ведущим традиционный образ жизни (приложение 1 к разделу 3 программы «Механизм реализации программы»).
Реализация подпунктов 2.3.1 - 2.3.10 пункта 2, подпунктов 4.1, 4.2 пункта 4 раздела 6 программы «Мероприятия краевой целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год» осуществляется на основании Порядка предоставления товарно-материальных ценностей лицам, ведущим традиционный образ жизни, и их объединениям (приложение 2 к разделу 3 программы «Механизм реализации программы») (абзац в редакции, введенной в действие 18 июня 2008 года Законом Красноярского края от 05 июня 2008 года N 5-1750, - см. предыдущую редакцию).
Денежные средства, а также товарно-материальные ценности, предусмотренные подпунктами 1.1, 1.2 пункта 1, подпунктами 2.1, 2.3.1 - 2.3.10 пункта 2, подпунктами 4.1, 4.2 пункта 4 раздела 6 программы «Мероприятия краевой целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год», являются мерой социальной поддержки представителей народов Севера и не учитываются при исчислении величины среднедушевого дохода граждан, имеющих право на государственную помощь, если иное не установлено федеральным законодательством (абзац в редакции, введенной в действие 18 июня 2008 года Законом Красноярского края от 05 июня 2008 года N 5-1750, - см. предыдущую редакцию).
Реализация подпункта 2.2 пункта 2 раздела 6 программы «Мероприятия краевой целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год» осуществляется на основании Порядка предоставления субсидии организациям на компенсацию расходов за единицу реализованной продукции традиционных видов хозяйствования и промыслов народов Севера (приложение 3 к разделу 3 программы «Механизм реализации программы»).
Реализация пункта 3 раздела 6 программы «Мероприятия краевой целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год» осуществляется на основании Порядка предоставления компенсационных выплат на получение первого очного среднего специального и высшего профессионального образования студентами из числа коренных малочисленных народов Севера (приложение 4 к разделу 3 программы «Механизм реализации программы»).
В целях реализации подпункта 4.3 пункта 4, подпунктов 5.1-5.3 пункта 5 раздела 6 программы «Мероприятия краевой целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год» агентство утверждает планы-графики и сметы проведения соответствующих мероприятий, в установленном законодательством порядке заключает государственные контракты с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ и услуг, предоставляет их лицам из числа народов Севера.
В целях реализации подпунктов 5.4-5.7 пункта 5, раздела 6 программы «Мероприятия краевой целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера» на 2008 год» агентство утверждает планы-графики и сметы проведения соответствующих мероприятий, в установленном законодательством порядке заключает государственные контракты с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ и услуг. Обработка и использование данных о народах Севера Красноярского края производится в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Тираж книги передается агентством в государственные и муниципальные библиотеки, в том числе библиотеки образовательных учреждений, расположенные на территории края (абзац в редакции, введенной в действие с 02 декаря 2008 года Законом Красноярского края от 18 ноября 2008 года N 7-2453, - см. предыдущую редакцию).
В целях реализации подпунктов 2.3.11 - 2.3.13 пункта 2 агентство в установленном законодательством порядке заключает государственные контракты с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ и услуг (абзац дополнительно введен с 18 июня 2008 года Законом Красноярского края от 05 июня 2008 года N 5-1750, - см. предыдущую редакцию).
Главным распорядителем бюджетных средств является агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (абзац в редакции, введенной в действие с 02 декаря 2008 года Законом Красноярского края от 18 ноября 2008 года N 7-2453, - см. предыдущую редакцию).
Агентство осуществляет реализацию программных мероприятий, подготовку отчетов о реализации, несет ответственность за достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств.
Агентство ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 25 января очередного финансового года направляет в министерство экономики и регионального развития Красноярского края информацию и отчет об исполнении программы по установленной форме и в департамент финансов администрации Красноярского края - отчет об эффективности использования финансовых средств (абзац в редакции, введенной в действие с 02 декаря 2008 года Законом Красноярского края от 18 ноября 2008 года N 7-2453, - см. предыдущую редакцию).
Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий выражается в создании условий для сохранения и занятия представителями народов Севера традиционными видами хозяйствования и промыслами, получении ими качественных образовательных и медицинских услуг, учете прав и интересов народов Севера в период становления объединенного Красноярского края.
Реализация программных мероприятий позволит:
увеличить количество представителей народов Севера, участвующих в мероприятиях программы, до уровня 30% от общей численности представителей народов Севера, проживающих на территории Красноярского края (Туруханский, Тюхтетский, Енисейский и Северо-Енисейский районы);
увеличить ежемесячный доход и улучшить условия труда представителей народов Севера (всего 363 человека), занятых в традиционных видах хозяйствования, в том числе путем обеспечения необходимыми товарно-материальными ценностями;