Актуальность решения экологических проблем края связана с тем, что по валовым выбросам загрязняющих веществ в атмосферу - 2,5 млн. тонн в год, по валовым сбросам сточных вод в водные объекты - 2,4 млрд. куб. метров в год, по объемам образования промышленных отходов - 289 млн. тонн в год Красноярский край занимает лидирующее положение в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации.
Поэтапное оздоровление окружающей среды в промышленных центрах края наряду с реализацией крупнейших проектов освоения природных ресурсов, создание новой масштабной отрасли экономики края, связанной с добычей, транспортировкой и переработкой углеводородного сырья, является основанием для реализации природоохранной программы.
Включение в программу вопросов развития охотничьего хозяйства определяется тем, что территория объединенного края обладает огромными охотничьими ресурсами, которые охраняются и используются в недостаточной степени.
Промысловая охота непосредственно определяет социальное благополучие 22 тысяч жителей Красноярского края, в том числе 16,4 тысячи жителей - представители коренных малочисленных народов Севера. Любительской охотой занимаются около 109 тысяч человек.
Важным обстоятельством является передача с 01.01.2008 субъектам Российской Федерации государственных полномочий по охране, контролю, воспроизводству и регулированию использования объектов животного мира в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Основная цель программы будет достигнута посредством реализации комплекса мероприятий программы, направленных на решение ее задач.
1. Решение задач по созданию системы и ведению государственного экологического мониторинга планируется осуществить путем:
формирования системы государственного экологического мониторинга, в том числе расширения сети наблюдения за состоянием природных вод и атмосферного воздуха, с созданием 12 дополнительных постов наблюдения в зонах интенсивного промышленного освоения (Нижнее Приангарье, территория освоения нефтегазовых месторождений, г. Красноярск) и обеспечения функционирования экологического портала природоохранных служб края;
осуществления государственного экологического мониторинга, включая сейсмическое, орнитологическое, радиологическое и экологическое направления, издания обзоров и докладов о результатах мониторинга и государственного контроля;
развития системы государственного мониторинга и экологического контроля в условиях реализации инвестиционных проектов и модернизации аналитической лаборатории для целей экологического мониторинга и контроля за деятельностью предприятий.
Результат реализации мероприятий - увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду на 37% в сравнении с 2006 годом.
2. Решение задач по снижению выбросов в атмосферный воздух планируется осуществить путем разработки сводных томов предельно допустимых выбросов для городов Канск, Лесосибирск, Минусинск, оценки эффективности природоохранных мероприятий в Норильском промышленном районе, разработки и осуществления мероприятий по оздоровлению атмосферы в промышленных центрах.
Результат реализации мероприятий - снижение валовых выбросов в промышленных центрах на 90 - 100 тыс. тонн в год. При планируемом вводе новых производственных мощностей и соответствующем увеличении выбросов суммарный эффект снижения составит около 2% при ежегодном плановом приросте ВВП в Российской Федерации 5,0 - 6,5%.
3. Решение задач по оптимизации обращения с отходами производства и потребления планируется осуществить путем:
обезвреживания и утилизации опасных отходов, в том числе медицинских отходов, ртутьсодержащих отходов, пестицидов и ядохимикатов;
разработки и внедрения технологий вторичного использования отходов, утилизации отходов потребления, в том числе разработки схем раздельного накопления и утилизации отходов, осуществления сбора и вывоза мусора с особо охраняемой природной территории "Государственный природный заповедник "Столбы" и природный парк "Ергаки" и создания информационной системы "Обращение с отходами на территории Красноярского края".
Результат реализации мероприятий - ликвидация накапливаемых отходов 1 класса опасности. Увеличение вторичного использования отходов на 25%.
4. Решение задач по сокращению сбросов загрязненных сточных вод планируется осуществить путем:
инвентаризации источников загрязнения поверхностных водных объектов с формированием базы данных;
предотвращения загрязнения окружающей среды нефтепродуктами п. Кедровый;
разработки рекомендаций для организаций бюджетной сферы по повышению эффективности очистки сточных вод.
Результат реализации мероприятий - сокращение сброса сточных вод на 8%.
(в ред. Распоряжения Правительства края от 25.12.2008 N 564-р)
5. Решение задач по предотвращению негативного воздействия вод планируется осуществить путем создания базы данных о состоянии гидротехнических сооружений и опасных участков берегопереработки и разработки ПСД на объекты берегоукрепления и расчистку русел рек в Абанском, Ермаковском, Каратузском, Ирбейском, Манском, Северо-Енисейском, Шушенском районах, г. Ужуре, г. Канске края для последующего финансирования работ из федерального бюджета.
(в ред. Распоряжения Совета администрации края от 29.04.2008 N 473-р, Распоряжения Правительства края от 25.12.2008 N 564-р)
Результат реализации мероприятий - сокращение потерь при прохождении паводков до 22% по сравнению с 2006 годом, привлечение средств федерального бюджета к осуществлению мероприятий на территории края в размере 172 млн. рублей.
6. Решение задач по сохранению биологического разнообразия и регулированию использования объектов животного мира планируется осуществить путем:
организации государственного учета объектов животного мира, в том числе объектов, подвергающихся наибольшей промысловой нагрузке (соболя), формирования электронной базы данных и ведения государственного кадастра объектов животного мира края;