Обеспечение получения качественного профессионального образования является одной из первоочередных задач краевой образовательной политики, решение которой создает условия для формирования активной жизненной позиции молодежи и обеспечивает консолидацию интеллектуального потенциала в Красноярском крае для его промышленного, социального, научного и культурного развития.
Современная ситуация в Красноярском крае характеризуется масштабной реализацией инвестиционных проектов, в том числе проектов, связанных с освоением Ванкорского нефтяного месторождения, территории Нижнего Приангарья и других, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах по профессиям: мастер общестроительных работ, машинист дорожных и строительных машин, машинист подъемно-транспортных машин, монтажник трубопроводов, монтажник санитарно-технических систем, водитель, сварщик; по профессиям, связанным с переработкой нефти и нефтепродуктов и т.д.
В настоящее время существует риск того, что потенциальные работодатели, реализующие указанные инвестиционные проекты на территории края, связывают кадровые потребности не с людскими ресурсами Красноярского края, а с рабочей силой из числа мигрантов, жителей иных регионов Российской Федерации, которые предлагают более выгодные условия с точки зрения оплаты и квалификации труда. Таким образом, для многих слоев населения Красноярского края, особенно молодежи и социально уязвимых категорий граждан, создается риск невовлеченности в процесс реализации инвестиционных проектов, что может стать источником определенной социальной напряженности.
Именно система профессионального образования края должна стать связующим звеном между населением края и предприятиями, организациями, участвующими в реализации инвестиционных проектов (далее - инвестпроекты), которое позволит сформировать востребованный кадровый потенциал (высококвалифицированные и конкурентоспособные кадры), повысить квалификационный уровень рабочих и специалистов, тем самым увеличить инвестиционную привлекательность Красноярского края по сравнению с другими регионами Российской Федерации.
В соответствии с возможностью осуществлять подготовку и переподготовку по востребованным группам профессий определены учебные заведения - Красноярский монтажный колледж (подготовка монтажников), Красноярский индустриально-металлургический техникум, ПЛ N 54, ПУ N 20, 66 (подготовка сварщиков), ПУ N 20, 27, 67 (подготовка строителей), ПУ N 14, 22, 60, 66, ПЛ N 56 (подготовка водителей), ПЛ N 54 (подготовка электромонтеров), Красноярский индустриально-металлургический техникум (подготовка слесарей - ремонтников), ПЛ N 1, МПЛ (подготовка станочников), ПЛ N 96 (подготовка лаборантов химического анализа), ПУ N 21 (подготовка монтажников санитарно-технических систем). В данных учебных заведениях планируется и подготовка и переподготовка по новым профессиям (машинист на открытых горных работах, обогатитель полезных ископаемых и т.д.). В связи с этим настоящей программой предполагается финансирование данных учебных заведений.
(в ред. Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4233)
Однако в настоящий момент начальное и среднее профессиональное образование по объективным причинам, в том числе связанным с отсутствием должного уровня финансирования, падением престижа рабочих профессий, не может удовлетворить по большей части современные требования работодателей. Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (по направлениям подготовки, востребованным в связи с реализацией инвестиционных проектов, используется в основном учебное оборудование 70-х годов выпуска), с использованием образовательных программ, не согласованных с работодателями. Реальные и предполагаемые объемы и направления текущего бюджетного финансирования учреждений системы начального и среднего профессионального образования не создают полноценных возможностей по приобретению в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий и по масштабному переоснащению образовательных учреждений.
Следствием этого является тот факт, что большинство работодателей, особенно участвующих в реализации инвестиционных проектов на территории края, пока не рассматривают систему начального и среднего профессионального образования как базовую по воспроизводству кадров. Положение усугубляется несформированностью непрерывного образовательного пространства, что лишает возможности реализовывать гибкие и сопряженные программы начального и среднего профессионального образования, не позволяет обеспечить учащимся вариативность и доступность желаемого образовательного уровня. В итоге рабочие и специалисты, подготовленные в образовательных учреждениях края, не могут устроиться на работу на современные предприятия, особенно на крупные предприятия в сфере, связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых.
В связи с этим приобретает особую актуальность модернизация системы профессионального образования, повышение ее качества за счет корректировки имеющихся и создания новых образовательных программ с учетом интересов потенциальных работодателей, привлечение представителей предприятий и организаций к разработке образовательных программ и требований к профессиональным квалификациям выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение квалификации преподавателей, мастеров и управленцев, обновление материальной базы образовательных учреждений, способных готовить квалифицированные кадры для реализации инвестиционных проектов. Также требуется создание лаборатории профессионального образования, занимающейся информированием населения о кадровых потребностях работодателей, об уровне квалификации специалистов, желающих работать на инвестиционных объектах, разработкой на основе современных производственных и педагогических технологий образовательных программ, удовлетворяющих требованиям предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, сопровождением внедрения их в учебный процесс, мониторингом качества подготовки кадров для инвестиционных проектов.
Для реализации системных изменений в сфере профессионального образования необходимо принятие на среднесрочную перспективу специальной целевой программы, направленной на модернизацию учреждений начального и среднего профессионального образования с целью кадрового обеспечения инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края.