ЗАКОН КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 25 января 2007 года N 21-5717
О краевой целевой программе «Комплексные меры по преодолению распространения наркомании,
пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2007-2009 годы
(с изменениями на 10 июня 2009 года)
_____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Красноярского края от 10 июля 2007 года N 2-329
("Краевой вестник" (приложение к газете "Вечерний Красноярск") № 69, 31.07.2007)
Законом Красноярского края от 11 октября 2007 года N 3-589
("Краевой вестник" (приложение к газете "Вечерний Красноярск") № 99, 26.10.2007)
Законом Красноярского края от 07 декабря 2007 года N 3-893
("Краевой вестник" (приложение к газете "Вечерний Красноярск") № 114, 18.12.2007)
Законом Красноярского края от 22 мая 2008 года N 5-1720
("Ведомости высших органов власти Красноярского края" № 28 (249), 09.06.2008)
Законом Красноярского края от 10 июля 2008 года N 6-2050
( "Наш Красноярский край" № 9, 29.07.2008)
Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2534
( "Наш Красноярский край" № 49 (49), 19.12.2008)
Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3308
("Наш Красноярский край" № 39(91), 09.06.2009)
_____________________________________
Утвердить краевую целевую программу «Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2007-2009 годы согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Губернатор
Красноярского края
А. Г. Хлопонин
Краевая целевая программа «Комплексные меры по преодолению распространения наркомании,
пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2007-2009 годы
Наименование | краевая целевая программа «Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2007-2009 годы (далее - программа) |
Основание для | распоряжение Совета администрации Красноярского края от 26 июня 2006 №494-р «Примерный перечень краевых целевых программ, предлагаемых для разработки на 2007 год» |
Государственный | департамент здравоохранения и социального развития администрации Красноярского края |
Разработчики и исполнители программы | агентство здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края; |
(Раздел в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2008 года Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2534. - См. предыдущую редакцию). | |
Главные распорядители бюджетных средств | министерство здравоохранения Красноярского края; |
(Раздел в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2008 года Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2534. - См. предыдущую редакцию). | |
Цель программы | формирование общества, ведущего здоровый образ жизни |
Задачи программы | проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение вовлечения несовершеннолетних и молодежи в потребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ и ориентацию их на здоровый образ жизни; |
(Раздел в редакции, введенной в действие 10 июня 2008 года Законом Красноярского края от 22 мая 2008 года N 5-1720. - См. предыдущую редакцию). | |
Целевые показатели и индикаторы | целевым показателем программы является снижение к 2010 году масштабов употребления наркотических средств и психотропных веществ по отношению к уровню 2005 года, определенному экспертным путем (в процентах); |
Срок реализации программы | 2007-2009 годы |
Объемы и источники | за счет средств краевого бюджета 65261,6 тыс. рублей, из них: 25139,7 тыс. рублей; на пресечение незаконного оборота и снижение масштабов распространения наркотических средств - 26654,6 тыс. рублей; |
(Раздел в редакции, введенной в действие с 10 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3308, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные | в результате реализации программы в 2009 году предполагается: гектара |
(Раздел в редакции, введенной в действие с 10 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3308, - см. предыдущую редакцию) | |
Система организации контроля за исполнением | контроль за выполнением мероприятий программы осуществляют: |
(Раздел в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2008 года Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2534. - См. предыдущую редакцию). |
Ситуация в Красноярском крае характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике региона, правопорядку и безопасности.
В 2005 году в крае по линии незаконного оборота наркотиков было зарегистрировано 5486 преступлений; 8303 преступления совершены в состоянии алкогольного опьянения. За 2005 год по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии, произошло 465 дорожно-транспортных происшествий, при этом погибло 104 человека, ранено 620 человек. В 2005 году впервые в крае изъята крупная партия кокаина, стали изыматься психотропные вещества и прекурсоры в объемах промышленных поставок.
Показатель первичной заболеваемости наркоманией среди населения края на 1 января 2006 года составил 22,2 на 100 тысяч населения, превысив показатель 2004 года на 30,6 процента (в Российской Федерации в 2004 году - 14,7). Количество лиц, употребляющих наркотики без назначения врача, увеличивается и в настоящее время составляет 12762 человека. При этом, по данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков превышает официальную в 8-10 раз.
Наиболее высокая заболеваемость наркоманией сохраняется в городах Сосновоборск - 65,1, Канск - 47,0, Норильск - 37,0, Красноярск - 34,6, Дивногорск - 29,3, Бородино - 26,4; Кежемском - 96,7, Ужурском - 57,5, Идринском - 40,3, Березовском - 34,6 районах (на 100 тысяч населения).
В крае остается актуальной проблема подростковой наркомании и алкоголизма, уровень их заболеваемости наркологической патологией возрос на 14,5 процента.
Отмечается ежегодный прирост учтенных больных хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами, численность которых на начало 2006 года составила 39851 человек. Показатель первичной заболеваемости алкогольными психозами в крае (наиболее адекватно отражающий распространенность хронического алкоголизма) на 1 января 2006 года составил 74,8 на 100 тысяч населения (в Российской Федерации в 2004 году - 53,9) и имеет тенденцию к повышению: Туруханский район - в 2,6 раза, Краснотуранский район - в 2,7 раза, Партизанский район - в 2,2 раза, Шарыповский район - в 2 раза, Большемуртинский район - в 1,5 раза, Енисейский район - в 1,4 раза, город Дивногорск - в 1,6 раза.
В связи с этим в крае имеется ряд проблем, для решения которых необходим программно-целевой метод планирования, позволяющий скоординировать мероприятия по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков и алкоголя.
Отсутствие в настоящее время в крае целостной, научно обоснованной системы профилактики наркомании и алкоголизма, в первую очередь среди несовершеннолетних и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие таким негативным явлениям.
Использование программно-целевого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы:
профилактика распространения наркомании, алкоголизма и пьянства;
пресечение незаконного оборота и снижение масштабов распространения наркотических средств;
диагностика, лечение и реабилитация больных наркоманией и алкоголизмом.
Сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивого положительного эффекта, на который рассчитана программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.
Программа разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер по противодействию распространению наркомании и алкоголизма и ориентирована на совершенствование мер профилактики, а также лечения и реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом.
В соответствии с поставленными задачами, решение которых будет способствовать сокращению употребления наркотических средств и алкоголя, необходимо осуществление постоянного контроля масштабов их распространения (мониторинга ситуации) путем проведения целенаправленной работы по профилактике наркологических расстройств.
Реализация комплексных профилактических мероприятий по предотвращению употребления наркотических средств и алкоголя направлена на несовершеннолетних и молодежь в возрасте от 11 до 24 лет в связи с тем, что именно в данном возрасте чаще всего происходит приобщение к употреблению наркотических средств и алкоголя.
Комплексные профилактические мероприятия предполагают внедрение следующих подходов: информирование всех слоев населения, формирование жизненных навыков, повышающих устойчивость к отрицательному влиянию среды, развитие альтернативных видов деятельности с использованием культурно-спортивной занятости несовершеннолетних и молодежи, формирование общества, ведущего здоровый образ жизни, и негативного отношения к употреблению наркотиков и алкоголя. В связи с этим становится понятным, что для решения данной проблемы необходимы совместные, взаимодополняющие усилия заинтересованных служб и ведомств.
Меры первично-профилактического характера учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта направлены на несовершеннолетних и молодежь с использованием системы дополнительного образования, занятости в свободное от учебы время, организацией культурного досуга, которые способны сформировать установку на здоровый образ жизни, спортивную активность, физический и духовный рост личности и выработать негативное отношение к употреблению наркотических средств и алкоголя.
Роль учреждений здравоохранения, занимающихся вопросами медицинской профилактики, заключается в обеспечении несовершеннолетних, молодежи и их родителей знаниями и навыками, способствующими развитию здорового образа жизни, а также знаниями, позволяющими выявить употребление несовершеннолетними и молодежью наркотических средств на ранних стадиях и своевременно направить их на лечение.
Одним из направлений профилактической деятельности является подготовка врачей общей лечебной сети, медицинских психологов, психиатров-наркологов, психотерапевтов, социальных педагогов с целью повышения квалификации в области активных методов наркологической профилактики и позитивного информирования (проведение обучающих циклов, семинаров-тренингов, научно-практических семинаров и конференций).
Для организации, проведения и сопровождения обучающих циклов, семинаров, массовых профилактических мероприятий и акций необходимо оснащение отделения профилактики краевого государственного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой наркологический диспансер №1» предметами длительного пользования и специальным оборудованием, что с учетом современных требований ускорит и повысит качество информации, улучшит ее усвоение и позволит проводить профилактические мероприятия в территориях края.
Таким образом, мероприятия первичной профилактики обеспечат культурный досуг и занятость несовершеннолетних и молодежи, привьют интерес к здоровому образу жизни, что в перспективе даст возможность воспитать физически и духовно здоровую личность, способную противостоять негативному влиянию среды.
Для пресечения незаконного оборота наркотиков и поставок на территорию Красноярского края, а также снижения масштабов их распространения необходимо оснащение регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Красноярскому краю специальным аналитическим оборудованием для исследований изъятых из незаконного оборота наркотических средств психотропных веществ, позволяющим определять пути их следования и поставок, и обеспечение учреждений здравоохранения края диагностическим оборудованием для определения в биологических средах человека наркотических средств и алкоголя.
В Красноярском крае для проведения химико-токсикологических исследований биологических сред у живых лиц на содержание наркотических средств и психотропных веществ имеется только две лаборатории в городах Красноярске и Норильске, которые не обеспечивают полного объема указанных исследований. Для этого требуется открытие химико-токсикологических лабораторий в краевых государственных учреждениях здравоохранения: «Красноярский краевой наркологический диспансер №1», «Красноярский краевой наркологический диспансер №2»; «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №2» «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №3», «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №4», «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5», которые будут работать по зональному принципу.
Для соблюдения действующего законодательства (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 года №930 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов») и диагностики состояний опьянения граждан необходимо приобретение иммунохроматографических тестов и комплектов алкометрического оборудования для кабинетов медицинского освидетельствования краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Это позволит обеспечить в 100 процентах случаев проведение химико-токсикологических исследований наркотических, психотропных и других токсических веществ при медицинском освидетельствовании граждан, в том числе юношей в период приписки и призыва на военную службу, обеспечить диагностику опьянения в соответствии с нормативными документами.
Для диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом необходимо оснащение оборудованием учреждений здравоохранения края, а также лечебно-исправительных учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю.
Основная нагрузка в диагностике и лечении больных приходится на краевое государственное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой наркологический диспансер №1», осуществляющее специализированную помощь всему населению края. На базе этого учреждения за 2005 год получили лечение 5226 больных, что составляет порядка 50 процентов всей наркологической помощи, оказанной в крае. При этом 2450 больным медицинская помощь была оказана по неотложным показаниям. Наркотические средства и алкогольные напитки вызывают токсическое поражение органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, что в большинстве случаев является причиной летальных исходов у больных наркоманией и алкоголизмом. Так, за 2005 год из числа всех пролеченных больных 733 человека имели сопутствующую патологию внутренних органов (острая пневмония, туберкулез легких, инфаркт миокарда). Имеющееся медицинское оборудование, в том числе для диагностики неотложных состояний и сопутствующей патологии, морально и физически устарело и требует замены. Для ранней диагностики указанной сопутствующей патологии, а также с целью предупреждения летальных исходов крайне необходим отсутствующий в настоящее время цифровой флюорографический аппарат со сканирующим рентгеночувствительным детектором, электрокардиограф, компьютерный электроэнцефалограф и реограф. Использование данного оборудования позволит своевременно диагностировать и предотвращать развитие опасной для жизни соматической патологии.
В связи с наличием в структуре диспансера отделения неотложной наркологической помощи, палаты интенсивной терапии, введением круглосуточного поста клинико-диагностической лаборатории требуется оборудование нового поколения, которое обладает высокой точностью и аналитической надежностью, следящая аппаратура, которая оценивает состояние больного, аппаратура (дефибриллятор), которая позволит проводить комплексные реанимационные мероприятия, что недостижимо на имеющемся в настоящее время оборудовании. Кроме того, с целью профилактики внутрибольничной инфекции, а также с целью снижения числа осложнений у тяжелых больных необходимо оснастить палату интенсивной терапии функциональными кроватями с противопролежневыми матрацами.
Внедрение комплекса новых технологий лечения и реабилитации позволит увеличить терапевтическую ремиссию (период воздержания от употребления наркотиков) и количество больных, прекративших употребление наркотических средств, на 11 процентов за три программных года. В настоящее время реабилитационная помощь больным оказывается на площадях краевого государственного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой наркологический диспансер №1», при этом отсутствие реабилитационного и физиотерапевтического оборудования делает невозможным проведение комплексного реабилитационного процесса.
Оснащение наркологических учреждений края и лечебно-исправительных учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю медицинским и реабилитационным оборудованием позволит внедрить новые высокотехнологичные методики лечения, улучшить условия пребывания больных и качество проводимых лечебных мероприятий.
Критериями отбора территорий для реализации программных мероприятий являются: приоритетность оснащения диагностическим и реабилитационным оборудованием северных территорий, краевого организационно-методического консультативного центра (краевого государственного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой наркологический диспансер №1»), оказывающего наркологическую помощь всему населению края, территорий с наибольшим количеством проводимых медицинских освидетельствований на состояние опьянения, территорий, не вошедших в ранее действующие краевые целевые программы, и медицинских зональных центров, обеспечивающих наркологическую помощь в закрепленных за ними районах; необходимость оснащения спортивным инвентарем и оборудованием спортивных клубов общеобразовательных школ сельских территорий для обеспечения занятости несовершеннолетних и молодежи.