Действующий

О краевой целевой программе «Культура Красноярья» на 2007 - 2009 годы (с изменениями на 21 октября 2009 года)


2. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы



Краевая целевая программа «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы содержит инструменты и механизмы, обеспечивающие реализацию государственной культурной политики в Красноярском крае на муниципальном уровне и способствующие повышению качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края.

Анализ ситуации в отрасли культуры свидетельствует, что, с одной стороны, культура в регионе фактически является одним из инструментов для достижения социально-экономических целей, стимулирует развитие образования и туризма, обеспечивает занятость населения, формирует привлекательный культурный образ территории. С другой стороны, состояние инфраструктуры отрасли не позволяет в полной мере использовать культурный потенциал края в качестве фактора социально-экономического развития региона, а также как средства эстетического, нравственно-патриотического воспитания широких слоев населения.  

Сеть муниципальных учреждений культуры в Красноярском крае состоит из 1124 муниципальных библиотек, 3 театров, 41 учреждения музейного типа, 1250 учреждений клубного типа, 209 кино-, видеоустановок, 119 образовательных учреждений дополнительного образования детей, 3 парков культуры, одного зоопарка. Таким образом, доля муниципальных учреждений культуры в крае составляет почти 98 процентов от их общего числа.

Основные фонды отрасли находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.

Материальная база муниципальных учреждений культуры достигла крайней степени износа, что может привести многие социально значимые учреждения культуры к закрытию по техническим причинам в силу опасности их дальнейшей эксплуатации. Требуют капитального ремонта 52 библиотеки, 157 зданий учреждений клубного типа, 28 музейных строений, 40 образовательных учреждений дополнительного образования детей; находятся в аварийном состоянии  3 библиотеки, 29 учреждений клубного типа, один кинотеатр; требуют проведения реконструкции и реставрационных работ 6 музеев.

Некоторые населенные пункты, например г.Сосновоборск, г.Лесосибирск, г.Боготол, г.Назарово, г.Минусинск, лишены полноценного библиотечного обслуживания, так как библиотеки размещаются в приспособленных помещениях, не соответствующих современным нормативным требованиям.

Из общего количества клубных учреждений края 30 процентов располагается  в приспособленных помещениях, третья часть которых имеет износ более 60 процентов. Большая часть клубных учреждений размещается в деревянных зданиях, не соответствующих современным нормативным требованиям.

Восемь музеев не имеет фондохранилищ, что может привести к утрате ценнейших  музейных коллекций. Более 10 тысяч экспонатов  муниципальных музеев нуждается в консервации или реставрации. Стоимость многих музейных коллекций  и уникальных предметов в десятки раз превышает стоимость необходимых расходов по их восстановлению.

Не отвечает современным потребностям посетителей  техническая и технологическая оснащенность учреждений культуры. Большинство из них из-за неудовлетворительного ресурсного состояния не может предоставить населению конкурентоспособную услугу высокого качества, что противоречит утвержденным приоритетам государственной культурной политики в крае.

В этом ряду особенно актуальной является проблема сокращения  объемов информационных ресурсов библиотек края. В течение последних пяти лет объем списанной из фондов литературы превышает объем поступлений новых изданий, книжные фонды библиотек на 60-70 процентов  морально устарели. По показателю книгообеспеченности на одного жителя край занимает 44-е место среди 89 субъектов Российской Федерации, 90 процентов библиотек края  не  имеет охранно-пожарной сигнализации. В соответствии с модельным стандартом деятельности публичной  библиотеки, рекомендованным к исполнению Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, обновление книжного фонда должно быть не менее 5 процентов в год. В Красноярском крае этот показатель составляет менее одного процента.

По уровню финансирования   библиотек край находится на двадцать третьем месте в Российской Федерации. Очень медленно идет процесс информатизации библиотек. Только 5,8 процента библиотек края имеет персональные  компьютеры; всего 10 муниципальных библиотек имеет выход в Интернет, 15 - оснащено  современным программным обеспечением, позволяющим создавать собственные базы данных. Например, в городе Заозерном и Большемуртинском  районе ни одна библиотека не имеет компьютерной техники. В результате   значительная часть населения, особенно сельского, не имеет доступа к информационным ресурсам.

Практически разрушена киносеть и система технического обслуживания кино-, видеоустановок. По сравнению с 2004 годом количество кино-, видеоустановок сократилось на 56 единиц. Обеспеченность кинозалами в 2005 году для сельских жителей составила 2,4 кинозала на 10 тысяч жителей (при рекомендации  Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации  не менее 4 кинозалов).

Одной из наиболее острых проблем отрасли «Культура» является снижение возможностей воспроизводства кадрового потенциала.

Система дополнительного образования детей в крае представлена 119 образовательными учреждениями дополнительного образования детей (музыкальные и художественные школы, школы искусств). Низкий уровень технического и технологического оснащения, устаревшая учебно-методическая база образовательных учреждений культуры не обеспечивают в должной мере  воспроизводство  кадров отрасли.

Система ранней профориентации и  поддержки юных дарований  работает неэффективно, в основном из-за отсутствия  современных механизмов финансирования.  

Состав  кадров отрасли в муниципальных образованиях края на сегодняшний день отличается тем, что высшее профессиональное образование имеют только 26 процентов специалистов, среднее профессиональное -  52 процента специалистов. Число увольняющихся специалистов ежегодно составляет 11-13 процентов.

И такая кадровая ситуация складывается  на фоне  потребности в  специалистах,  которым предстоит решить одну из сложнейших задач культурной политики: формирование современной информационной и культурно-досуговой среды в муниципальных образованиях.

Весь этот комплекс проблем значительно снижает роль культуры в социально-экономическом развитии Красноярского края.

Для решения вышеуказанных проблем разработана краевая целевая программа «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы, структура которой в соответствии с системно-целевым принципом определяется  стратегическими  целями и  приоритетными направлениями государственной культурной политики в Красноярском крае.