За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства (далее - малые формы хозяйствования), стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.
Они играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на продовольственном рынке.
На 1 января 2006 года в Красноярском крае сельскохозяйственным производством занимались 2993 крестьянских (фермерских) хозяйства. По отношению к прошлому году их количество сократилось на 6,6 процента, а в динамике за 5 лет - уменьшилось на 550, или на 15,5 процента.
Наибольшее количество крестьянских (фермерских) хозяйств зарегистрировано в Тюхтетском районе - 382 хозяйства, в Абанском, Березовском, Большемуртинском, Емельяновском, Канском, Минусинском, Новоселовском, Ужурском и Шушенском районах - численность крестьянских (фермерских) хозяйств составляет свыше ста.
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами используется 189,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий (5,8 процента общих сельскохозяйственных угодий края), в том числе 147,0 тыс.га пашни. Средний размер земельного участка, используемого одним крестьянским (фермерским) хозяйством, составляет 63 га, из них сельскохозяйственных угодий - 60 га.
Доля сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в валовом производстве сельскохозяйственной продукции в крае в 2005 году (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю), составила 1,5 процента (продукция растениеводства - 2,3 процента, продукция животноводства - менее 1 процента).
Важной составной частью сельскохозяйственного производства являются личные подсобные хозяйства населения, в которых производится большая часть сельскохозяйственной продукции края.
В 2005 году в крае насчитывалось 304,5 тыс. личных подсобных хозяйств населения, в которых было сосредоточено 522,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, из них 450,1 тыс. га - сельскохозяйственных угодий, в том числе 238,2 тыс. га - пашни, 172,0 тыс. га - сенокосов и пастбищ, 39,9 тыс. га - иных сельскохозяйственных угодий.
В 2005 году в общей структуре сельскохозяйственного производства края на долю личных подсобных хозяйств населения приходилось 59,3 процента всей произведенной продукции (69,5 процента - продукции растениеводства; 46,3 процента - продукции животноводства).
В личных подсобных хозяйствах производится разнообразная продукция, основная масса которой идет на личное потребление и производственные нужды самого хозяйства, и лишь ее незначительная часть реализуется и является товарной. Уровень товарности продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами, в 2005 году составил 10,1 процента.
Личное подсобное хозяйство является существенным дополнительным источником формирования реальных доходов для жителей сельской местности, а для большинства сельских семей - основным источником дохода.
Малые формы хозяйствования играют важную роль в решении социальных проблем села, устойчивом развитии сельских территорий, обеспечении занятости и обеспечении доходов сельского населения края.
Развитие малых форм хозяйствования в сельской местности имеет важное значение в связи со сложившимися на селе условиями, в которых кризисное состояние многих крупных хозяйств усложнило трудоустройство, снизило занятость сельских жителей, обострило социально-экономические проблемы.
В настоящее время потенциал малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции используется не в полной мере.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются малые формы хозяйствования в процессе своей хозяйственной деятельности:
недостаток собственных финансовых средств у субъектов малых форм хозяйствования и недоступность получения кредитных ресурсов из-за отсутствия необходимого обеспечения;
отсутствие налаженной эффективной системы сбыта произведенной продукции, материально-технического и производственного обслуживания;
недостаток помещений для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции.
В настоящее время на территории края действуют только пять сельскохозяйственных потребительских кооперативов, один кредитный кооператив и организации потребительской кооперации, созданные в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», которые не могут обеспечить закуп всей сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, из-за недостаточности имеющегося оборудования по её переработке.
Для развития материально-технической базы потребительской кооперации необходимы значительные инвестиции, которые существующая структура управления потребительской кооперации привлечь не может.
Наиболее приемлемым способом решения вышеназванных проблем является создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сельских муниципальных образованиях края.
Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов (перерабатывающих, снабженческих, сбытовых, обслуживающих и других) даст возможность обеспечить малым формам хозяйствования гарантированный сбыт произведенной продукции, сохранить ее качественный и товарный вид, увеличить степень переработки, получить выручку от ее реализации, ограничить влияние неорганизованного посреднического бизнеса на селе, вывести из теневого оборота значительные оборотные средства, расширить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к услугам агросервиса и укрепить их позиции на рынке. Все это в конечном итоге повлияет на увеличение доходов сельского населения.
Основные факторы, сдерживающие развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации:
низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий обеспечить необходимый стартовый капитал при создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов и дальнейшей их деятельности;
недоступность банковских кредитов из-за отсутствия необходимого обеспечения;
отсутствие специалистов в сфере сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе возможно только при оказании государственной поддержки формированию сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Реализация государственной политики поддержки и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля позволит не только достичь целевых показателей, но и создать предпосылки для дальнейшего, более динамичного развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе края, а также повысить занятость и уровень доходов сельского населения.