БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

СОВЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2004 года N 174-п


Об Основных направлениях
государственной социальной политики
по улучшению положения детей
в Красноярском крае до 2010 года



В соответствии со статьей 68 Устава Красноярского края

постановляю:

1. Одобрить Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Красноярском крае до 2010 года (приложение 1) и Мероприятия по реализации Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Красноярском крае до 2010 года (приложение 2).

2. Постановление вступает в силу со дня подписания.

 Губернатор края -
 Председатель Совета
 администрации края
 А.Г.Хлопонин


Приложение 1
к постановлению Совета администрации края
от 30 июня 2004 года N 174-п

     

Основные направления государственной социальной политики
по улучшению положения детей в Красноярском крае до 2010 года



Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Красноярском крае до 2010 года (Региональный план действий в интересах детей) разработаны в соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей) с учетом стратегии социально-экономического развития края и является документом, определяющим основные направления региональной политики по улучшению положения детей.

Показатели уровня жизни семей с детьми определяются, прежде всего, общими экономическими тенденциями в стране. В последние годы в этой сфере наблюдаются некоторые положительные моменты, обусловленные началом экономического роста.

Следует отметить, что результатом проведения конкретных мер по улучшению положения жизни семей явилось закрепление некоторых показателей уровня жизни населения края. Красноярский край по-прежнему удерживает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации по уровню средней заработной платы и денежным доходам в расчете на душу населения.

По предварительным данным среднедушевые денежные доходы в 2003 году составили 5143,9 рублей и по сравнению с 2002 годом выросли на 25,5 процента. Реальные денежные доходы увеличились на 4,8% к уровню 2002 года.

Средняя месячная заработная плата в крае составила 7270,2 рублей на одного работающего и увеличилась по сравнению с 2002 годом на 17,8 процента.

Однако анализ ситуации показал, что большинство семей с несовершеннолетними детьми таких категорий, как многодетные, неполные семьи, а также семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, находятся в постоянном, затянувшемся состоянии бедности.

Особенно остро проблема жизнеобеспечения стоит в сельских районах, так как семьи не только обременены тем, что имеют среднедушевой доход ниже прожиточного уровня, но и влиянием высокого уровня безработицы.

К началу 2003 года численность постоянного населения Красноярского края составила 2961,9 тыс. человек. Доля детей в возрасте до 18 лет в общей численности населения Красноярского края на 1 января 2003 года составила 22,6 процента.

По данным социального паспорта семьи на 1 января 2004 года в Красноярском крае проживает:

семей с детьми до 18 лет - 442305, в них детей - 651166;

многодетных семей - 21896, в них детей - 73417;

семей с детьми-инвалидами - 10735, в них детей-инвалидов - 11049;

семей, потерявших кормильца - 46320, в них детей - 57178;

семей одиноких матерей - 36227, в них детей - 41780;

семей, имеющих на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 9002, в них детей - 14035;

семей, где оба родителя инвалиды (в неполных семьях - родитель инвалид) - 4661, в них детей - 6201.

Следует отметить, что в результате проведения радикальных экономических реформ, реализации комплекса мер, направленных на защиту прав и интересов различных категорий детей, за последние годы стабилизировалось социально-экономическое положение детей, достигнута положительная динамика основных социальных показателей, направленных на улучшение положения детей.

Создана нормативно-правовая база в области обеспечения основных гарантий прав ребенка. Приняты Концепция семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001-2005 годы, Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья, Концепция государственной молодежной политики Красноярского края, Закон Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка", Закон Красноярского края от 24.03.97 N 12-433 "Об образовании", Закон Красноярского края от 31.10.02 N 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закон Красноярского края от 28.02.01 N 13-1187 "О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах", Закон Красноярского края от 30.09.02 N 4-548 "Об административных правонарушениях", Закон Красноярского края от 31.10.02 N 4-611 "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края "Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае", Закон Красноярского края от 16.09.03 N 8-1293 "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края "Об установлении размера оплаты труда приемных родителей", Закон Красноярского края от 10.12.02 N 4-714 "О краевых именных стипендиях для одаренных учащихся общеобразовательных учреждений Красноярского края", Закон Красноярского края от 20.10.94 N 3-68 "О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях края для несовершеннолетних из категории сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет".

На первом этапе (2004 год) выполнения Основных направлений должны быть реализованы в полном объеме конкретные параметры улучшения жизнеобеспечения детей, заложенные в утвержденных и обеспеченных финансированием федеральных, региональных и муниципальных целевых программах на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).

В области охраны здоровья и содействия здоровому образу жизни предусмотрены: профилактика врожденных пороков развития у детей; оснащение Красноярского межрегионального диагностического центра медицинской генетики ультразвуковым оборудованием. Это позволит уменьшить число рождения детей с врожденными пороками развития с 1000 до 700-800 в год, что, в свою очередь, позволит уменьшить затраты на лечение и выплату пособий на 10-15 млн. рублей в год (средние затраты на 1 ребенка-инвалида - 50 тыс. рублей в год). В рамках совершенствования оказания медицинской помощи женщинам и детям должны быть реализованы мероприятия краевой целевой программы "Охрана здоровья матери и ребенка в Красноярском крае". Это приведет к уменьшению количества осложнений беременности, родов и послеродового периода на 20-30%; снижению числа абортов к 2006 году до 43-45 на 1000 женщин детородного возраста; стабилизации показателя материнской смертности до 25-35 на 100000 родившихся живыми; выявление на ранних этапах онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин, что будет способствовать более длительной выживаемости и полноценной жизни; снижению младенческой смертности к 2006 году до 14-15 на 1000 родившихся живыми. Разработка методических рекомендаций по алгоритмам оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам создаст эффективную систему оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам.

Для профилактики и снижения заболеваемости детей должен быть создан санаторий краевого подчинения для детей с заболеваниями органов дыхания, что поможет снизить заболеваемость детей болезнями органов дыхания на 10-15 процентов. Организация групповой профилактики препаратами, содержащими физиологические дозы йода, в детских и подростковых учреждениях края снизит возникновение йододефицитных заболеваний в группах повышенного риска (дети, подростки) на 15-20 процентов. Обеспечение стопроцентного охвата горячим питанием школьников уменьшит хронические патологии желудочно-кишечного тракта на 15-17 процентов.

В целях улучшения качества оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам будет проводиться профилактика детской инвалидности, совершенствование медико-социальной реабилитации детей-инвалидов в соответствии с краевой целевой программой "Дети-инвалиды". Для создания в образовательных учреждениях условий для сохранения здоровья детей должна быть разработана и реализована краевая целевая программа "Обеспечение жизнедеятельности образовательного учреждения", реализована подпрограмма "Здоровый ребенок" федеральной целевой программы "Дети России", а также будет создана краевая система мониторинга здоровья детей. Кроме улучшения качественных показателей здоровья детей эти мероприятия уменьшат количество детей, страдающих болезнями костно-мышечной системы до 50%; имеющих заболевания глаз - до 40%; увеличат количество детей I группы здоровья до 24% и количество детей с высокой физической выносливостью организма на 15 процентов. Это будет сопровождаться созданием в образовательных учреждениях условий, адекватных состоянию здоровья детей.

В целях создания необходимых условий для оздоровления детей должна быть проведена оплата услуг санаторно-курортным учреждениям края по договору лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с хроническими заболеваниями, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, что позволит снизить показатели хронических заболеваний. В то же время в рамках социальной поддержки и адаптации оплата услуг предприятиям, организациям, учреждениям, физическим лицам за предоставление мест для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования края (не имеющих общежитий), на основании заключенных договоров обеспечит остро нуждающихся жильем. Так же должна быть проведена оплата расходов профессиональным училищам на организацию лагерей труда и отдыха для оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, должно быть осуществлено приобретение жилья в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка", Законом Красноярского края от 20.10.94 N 3-68 "О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях края для несовершеннолетних из категории сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет" - это жилые дома, комнаты гостиничного типа, комнаты в общежитиях. Разработан порядок учета и приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и не имеющим жилья.

В области обеспечения качественного образования и воспитания детей будут осуществляться гарантии прав детей на качественное и общедоступное общее образование. Для этого будут разработаны концепция и программа развития общего образования Красноярского края до 2010 года, концепция и программа регионализации содержания общего образования края и перехода к новому региональному компоненту образовательных стандартов общего образования, которые сделают образование инвестиционно привлекательным, изменение содержания образования приведет к успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда, обеспечит социальную мобильность нового поколения. Повышение качества образования будет осуществлено путем изменения содержания образования в контексте социально-экономического развития территории.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и модернизации подходов к финансированию отрасли на основании методики финансирования образовательных учреждений на основе нормативов финансовых затрат в соответствии с Законом Красноярского края "О краевом бюджете" на соответствующий год будут перераспределены средства на обеспечение образовательного процесса. Это усилит влияние финансов на использование муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений образования.

Доступность дополнительного образования будет обеспечена краевой целевой программой развития дополнительного образования детей Красноярского края на 2005 год, реализацией программы развития системы дополнительного образования детей Красноярского края "Поколение XXI: развитие человеческого потенциала" до 2005 года. Эти программы увеличат на 17% число детей сельских территорий края, получающих дополнительное образование, что поможет выровнять стартовые возможности сельских школьников, снизить социальную напряженность, обеспечить право 10000 одаренных детей на образование, адекватное их возможностям. В целом это приведет к становлению нового поколения, способного включаться в процесс социально-экономического развития края.

Реализация краевой программы "Информатизация образования: информационные технологии в общем образовании" создаст систему дистанционного образования и единую информационную образовательную краевую сеть.

Дифференциация и индивидуализация образования будет осуществлена на первом этапе внедрением предпрофильного и профильного обучения в образовательных учреждениях края. Результатом станет обеспечение равного доступа к получению высшего, средне-специального образования различных социальных категорий детей вне зависимости от мест их проживания. Для обеспечения качественной образовательной услуги сельским школьникам должна быть проведена оптимизация, реструктуризация и переустройство сельских образовательных систем края. Разработка и внедрение автоматизированной системы учета детей школьного возраста позволит реализовать право ребенка на гарантированное основное общее образование. Следствием этого будет уменьшение количества детей школьного возраста, не обучающихся в образовательных учреждениях.

В целях своевременного обеспечения школьников учебной литературой в соответствии с учебными планами и программами образовательных учреждений должна быть реализована программа системы учебного книгоиздания общеобразовательных учреждений края. Следствием этого станет минимизация стоимости учебника для учащихся, стопроцентное обеспечение учебниками детей из социально уязвимых слоев населения. Рационализация закупок учебной литературы позволит сэкономить бюджетные и родительские средства.

В целях создания необходимой научно-методической основы в определении потребности рабочих кадров планируется изучение ситуации на рынке труда. Будут проведены научно-исследовательские работы по следующим направлениям:

разработка прогнозной оценки кадрового потенциала в отраслевом и территориальном разделах;

разработка прогнозной оценки потребностей кадров в соответствии с прогнозируемыми темпами развития отраслей и в территориальном разрезе;

прогнозирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров.

Результатом станет создание научно-методического сопровождения в определении потребности кадровых ресурсов и разработка Программы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи.

В целях решения задачи по удовлетворению потребностей рынка труда планируется подготовка рабочих кадров и специалистов по новым профессиям, востребованным на рынке труда, в следующих учебных заведениях начального профессионального образования:

профессиональное училище N 65 с.Большой Улуй - повар, пекарь;

профессиональное училище N 62 г.Назарово - оператор автозаправочной станции;

профессиональное училище N 19 г.Красноярска - часовщик-ремонтник;

профессиональное училище N 40 г.Ачинска - кузнец ручной ковки;

профессиональное училище N 25 г.Красноярска - фотограф.

В целях создания необходимых условий для получения профессии детьми, нуждающимися в государственной поддержке, в рамках модернизации образования детей с ограниченными возможностями будут осуществлены следующие мероприятия:

приобретение учебных программ для экспериментальных площадок по реабилитации, социальной адаптации детей с отклонениями в умственном и психическом развитии: специальная коррекционная школа - профессиональное училище N 21 г.Красноярска; специальная коррекционная школа - профессиональное училище N 63 г.Уяра; специальная коррекционная школа - профессиональное училище N 61 г.Минусинска; специальная коррекционная школа - профессиональное училище N 50 г.Красноярска;

оснащение мастерских в действующих центрах профессионального образования детей с отклонениями в умственном развитии при профессиональном училище N 36, профессиональном училище N 42, профессиональном училище N 40, профессиональном училище N 27, профессиональном лицее N 12;

создание центров социальной реабилитации и профессиональной адаптации при профессиональном училище N 65 с.Большой Улуй, профессиональном училище N 62 г.Назарово.

В области улучшения экономических условий жизнедеятельности детей предусматривается обеспечение приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим планируется реализация краевой целевой программы "Дети-сироты", реформирование сети и содержания внесемейного воспитания, создание и организация работы межведомственного координационного Совета социально-педагогической поддержки детства: проблемы семьи и ребенка, принятие закона Красноярского края "Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае". Социально-экономическими последствиями ожидаются: финансовая поддержка учреждений внесемейного воспитания, устройство детей в приемные семьи и семейные группы, сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях внесемейного воспитания на 14%, реформирование учреждений внесемейного воспитания, устройство воспитанников учреждений внесемейного воспитания на патронатное воспитание (увеличение количества детей, воспитывающихся в семьях патронатных воспитателей, на 20%), реформирование учреждений для детей-сирот с целью приближения условий воспитания в них к семейным, на основе разукрупнения учреждения, укрепление семьи и повышение ответственности родителей за воспитание детей и их способностей выполнять родительские обязанности, сокращение социального сиротства.

Кроме того, планируется провести модернизацию и укрепление материально-технической базы учебных заведений, в частности, строительство объектов согласно проектно-сметной документации и титульных списков:

учебный корпус на 480 ученических мест профессионального училища N 65, с.Большой Улуй;

учебный корпус на 392 ученических места профессионального училища N 82, с.Каратузское;

учебный корпус на 480 ученических мест профессионального училища N 77, с.Тюхтет;

мастерские краевого учебно-оздоровительного центра п.Замятино Емельяновского района.

Для обеспечения максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев должна быть проведена разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Создание на базе краевого социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних организационно-методического центра по разработке инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Результатом будет обеспечение условий семейного воспитания для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, снижение расходов на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в среднем около 15-25 тыс.рублей на одного ребенка в год.

В целях обеспечения максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения на первом этапе планируется открытие:

краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, муниципальных реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями в Богучанском, Енисейском, Партизанском районах;