Основная проблема - отсутствие системности в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении детей с ограниченными и сохранными возможностями здоровья в период от дошкольного до начального профессионального образования.
Это проявляется в следующем.
1. Отсутствие системы раннего выявления отклонений в развитии детей, раннего диагностирования и ранней коррекционно-педагогической помощи ребенку и его семье, особенно детям в возрасте до 6 лет, когда эффект педагогического воздействия особенно велик.
2. Несовершенство дифференцированного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах.
3. Отсутствие должного обеспечения и сопровождения интегрированного подхода к обучению детей в условиях массовой школы (кадры, учебно-методические комплексы, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение).
4. Ограниченность в общении и совместной деятельности с нормально развивающимися детьми.
5. Неконкурентноспособность молодежи, обучающейся в системе специального образования, на современном рынке труда, отсутствие необходимых условий для получения ею доступного профессионального образования.
6. Дефицит специальных психолого-педагогических кадров.
Все вышеизложенное обусловило необходимость поисков путей создания краевой системы специального образования, которая должна стать частью межведомственной службы, обеспечивающей ребенку с дефектами развития возможные пути социализации.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения будет системно-ориентированный подход, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора - множественных проблемных ситуациях, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Следовательно, сопровождение - этой комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
диагностики существа возникшей проблемы;
информации о путях возможного решения проблемы;
консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
первичной помощи при реализации плана решения.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях его жизнедеятельности будут следующие:
приоритет интересов семьи и ребенка;
непрерывность сопровождения;
мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
стремление к автономизации.