Необходимость разработки настоящей программы обусловлена тем, что в крае сохраняется высокий уровень правонарушений несовершеннолетних. В 1999 году было совершено 5328 преступлений, что на 19,0% выше уровня прошлого года. В совершении преступлений участвовало 5149 несовершеннолетних, из которых 4575 привлечены к уголовной ответственности.
Остается крайне напряженной ситуация в области наркотизации и алкоголизации несовершеннолетних. По данным Главного управления внутренних дел администрации края, отмечается рост преступлений, совершенных подростками в состоянии наркотического возбуждения и алкогольного опьянения.
Отсутствие эффективных мер по обеспечению занятости несовершеннолетних привело к росту преступлений среди неработающих и необучающихся подростков. В 1999 году их количество составило 2044 человека, что на 28,6% превышает аналогичный показатель 1998 года.
Снизилось воспитательное воздействие школы на детей и их родителей. Учащимися общеобразовательных школ края было совершено каждое шестое преступление из общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними. По результатам единовременного учета детей (по состоянию на 01.09.99), число не обучающихся в образовательных учреждениях составило 2664 человека. Одной из основных причин является ослабление контроля со стороны органов образования, руководителей образовательных учреждений за отчислением, переводом учащихся из одного образовательного учреждения в другое. Так, из числа выбывших из общеобразовательных школ в 1998/99 учебном году не продолжили свое образование 1446 человек (3,6% от общего числа выбывших).
Имеют место массовые нарушения прав детей, проживающих с родителями. В истекшем году было направлено в суд 7817 материалов в отношении родителей или законных представителей, не исполняющих обязанностей по воспитанию, обучению несовершеннолетних. Увеличивается число безнадзорных детей и подростков, большинство из которых потеряли семейные и родственные связи. По данным Главного управления внутренних дел администрации края, в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей было доставлено 1300 детей и подростков, самовольно ушедших из семьи, интернатных и иных учреждений. В 1999 году в социальных приютах для детей и подростков, социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних оказана помощь 4240 несовершеннолетним.
Остается проблемой устройство несовершеннолетних в государственные воспитательные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, что обусловлено отсутствием мест в данных учреждениях. Практически перестала существовать система детских и подростковых клубов по месту жительства, сокращается число загородных детских оздоровительных лагерей.
Важным, перспективным направлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является координация усилий всех заинтересованных ведомств в создании единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совершенствование организации профилактической работы предполагает более четкое разграничение сфер ответственности и концентрацию смежных задач в ведении одной системы.
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна иметь главной целью не наказание (т.к. административно - карательные и уголовно - правовые меры социального контроля оказываются в современных условиях малоэффективными, нередко усиливая конфликт подростка с социальным окружением), а социальную адаптацию несовершеннолетних путем оказания помощи и поддержки.
В деятельности этой системы особое внимание предполагается уделить индивидуальной профилактической работе с семьями. Всемерная поддержка семей, их социальная реабилитация, повышение их воспитательного потенциала является задачей особой значимости для ранней профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для этого целесообразно создание нескольких опорно - экспериментальных площадок на территории края.
Система мероприятий краевой целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" базируется на следующих основных положениях:
- на признании значимости и официальной поддержки любых форм, способствующих позитивной социализации детей и подростков (клубы, секции, кафе, развлекательные мероприятия, дополнительные школьные занятия, повышение успеваемости, бесплатные столовые и т.д.);
- на индивидуальной профилактической работе с семьей как основным институтом социализации детей и подростков, в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении;
- на обеспечении условий для активной защиты несовершеннолетними своих прав и интересов в рамках закона путем формирования у них правосознания и гражданской позиции;
- на необходимости перехода от карательных мер воздействия на несовершеннолетних к осуществлению индивидуальных реабилитационных и адаптационных программ, широкому внедрению социальных тренингов как альтернативы административному и уголовному наказанию;
- на смещение акцента с проведения массовых мероприятий для несовершеннолетних на организацию индивидуальной профилактической работы с ними.