Краевая целевая социально-инвестиционная программа "Север на Юг" создана на основе краевой целевой программы "Жилище для норильчан в районах Красноярского края" (позднее получившая название "Север на Юг"), которая была разработана в соответствии с Распоряжением главы администрации края от 24.01.95 N 27-р и протоколом совещания представителей администрации края, администрации г. Норильска и представителей ОАО "Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина", РАО "Норильский никель" от 18.12.94 и закреплена Положением "О жилищной политике Ассоциации "Север на Юг" от 15.07.95.
Необходимость принятия и реализации краевой программы "Север на Юг" вызвана тем обстоятельством, что в настоящее время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края проживает свыше 75 тыс. пенсионеров, неработающих инвалидов. Данные лица не принадлежат к числу коренных народов Севера и, как правило, прибыли в северные районы края в связи с их промышленным освоением. Сокращение промышленного производства на северных территориях края превратило данных лиц в экономически избыточное население, нормальные условия жизни которого обеспечиваются преимущественно за счет бюджетного финансирования северного завоза, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Причем это финансирование в удельном исчислении на одного жителя в несколько раз превышает аналогичные расходы в других районах Красноярского края.
Вместе с тем проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края пенсионеры, неработающие инвалиды самостоятельно не могут выехать из указанных районов в силу отсутствия у них средств. Ныне оказываемой государственной помощи в переселении за счет федерального и краевого бюджетов явно недостаточно. С 1995 года по 1999 год за счет средств краевого бюджета и привлеченных средств граждан централизованно переселены из северных районов края всего 970 человек (467 семей), а также свыше 270 человек получили жилищные субсидии за счет средств федерального бюджета. Однако в совокупности при государственной поддержке с 1995 года было переселено всего лишь 0,3 процента от общего числа лиц, которые могут стать участниками программы переселения.
Основные проблемы, связанные с переселением нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы с более благоприятными условиями жизни, в настоящий момент таковы:
1. Отсутствие у граждан, имеющих право выступать участниками программы, средств самостоятельно, без государственной помощи переехать с прежнего места жительства в другие районы с более благоприятными условиями жизнедеятельности.
2. Рассредоточение средств, направляемых на переселение нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей края в другие регионы. В настоящее время решить проблемы переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей края экономически избыточного населения пытаются как сами граждане, так и предприятия (наиболее масштабную программу реализуют РАО "Норильский никель" и ОАО "Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина"), муниципальные образования. Российская Федерация также, хотя и в относительно скромных масштабах, проводит собственную программу государственной помощи в переселении экономически избыточного населения из северных районов. Все это приводит к отсутствию надежного и стабильного источника финансирования переселения.
3. Отсутствие централизованного учета всех нетрудоспособных лиц, желающих и нуждающихся в переселении в регионы с более благоприятными условиями жизнедеятельности. Отсутствие унифицированного правового регулирования переселения на уровне края и муниципальных образований.
4. Отсутствие в краевом жилищном фонде жилых помещений, специально предназначенных для переселения участников программы.
Таким образом, для решения проблемы экономически избыточного населения северных районов Красноярского края принимается настоящая краевая целевая социально-инвестиционная программа "Север на Юг" (далее - программа).