Несмотря на очевидную приоритетность вопросов улучшения жилищных условий граждан, за последнее десятилетие из-за высокой стоимости кредитных ресурсов и низкой платежеспособности населения произошло снижение инвестиционной активности в сфере жилищного строительства. Динамика роста показателей ввода жилых домов сменилась динамикой их падения. И хотя в 2000 году в сравнении с предыдущим годом объем введенного в эксплуатацию жилья в г.Красноярске несколько увеличился (на 6000 кв. м жилья), в целом по краю он продолжает сокращаться: в 1998 году введено 493,3 тыс.кв.м, а в 2000 году - 406,5 тыс.кв.м.
Доля семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличилась за последние 10 лет на 18%. В городе Красноярске остро нуждается в улучшении жилищных условий 240 тыс.человек, из них около 30 тыс.человек проживает в ветхом, аварийном жилье. Более 10 тысяч человек, состоящих на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в администрации г.Красноярска, имеют право на приобретение квартиры на льготных условиях.
Среднее время ожидания в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий за последние несколько лет увеличилось с 8 - 9 до 15 лет. Более того, часть (15 - 20%) имеющегося жилого фонда морально и физически устарела и требуется расселение граждан, в нем проживающих.
Ранее намеченная государством программа обеспечения каждой семьи в 2000 году отдельной квартирой в условиях рыночной стихии осталась нереализованной. Значительная часть семей так и осталась стоять в очереди на улучшение, расширение и получение жилья, проживая по-прежнему в коммунальных квартирах, семейных общежитиях, на частных квартирах или в родительском доме. В этой же очереди стоят семьи, проживающие в ветхом и аварийном жилье. Добавились к перечисленным категориям и вынужденные переселенцы из стран СНГ, постоянно растет список остро нуждающихся в жилье и других категорий граждан.
Современное состояние проблемы обеспечения жильем жителей Красноярского края характеризуется следующими обстоятельствами:
1. Продолжающимся падением объемов жилищного строительства и нарастанием дефицита жилья в городах и рабочих поселках;
2. Отсутствием у большинства граждан, имеющих право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, достаточных средств, чтобы в полной мере оплатить недостающую часть стоимости жилья;
3. Ограниченными размерами бюджетных ресурсов, используемых на поддержку жилищного строительства, и крайне неэффективным их использованием;
4. Отсутствием достаточной первоначальной концентрации денежных ресурсов в строительных организациях, чтобы начать крупномасштабное строительство сравнительно качественного и недорогого жилья;
5. Отсутствием централизованного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих средства для частичной оплаты стоимости строительства или приобретения жилья;
6. Отсутствием эффективных механизмов реализации программ жилищного строительства.
Недостаток государственного финансирования и контроля над жилищным строительством, неиспользование рыночных механизмов организации и финансирования строительства усугубляют ситуацию и в условиях высокого дефицита жилья не позволяют запустить механизмы удешевления, повышения качества и доступности жилья для большей части населения Красноярского края.
Необходима реализация крупномасштабных социальных программ строительства жилья на основе консолидированного финансирования из бюджетных средств, средств предприятий и граждан при максимальном использовании на первоначальном этапе льгот и денежных средств, предоставляемых государством, а также элементов системы ипотечного долгосрочного кредитования.
Реализация программы позволит решить первоочередные задачи развития, организации и финансирования жилищного строительства в крае, а также обеспечить жильем около 10,0 тыс.граждан, снизить стоимость реализуемого на региональном рынке жилья.