Недействующий

О краевой целевой программе по использованию, восстановлению и охране водных объектов на 2001 год

1. Обоснование, анализ исходного состояния

Законом Красноярского края "О плате за пользование водными объектами" от 06.04.99 N 6-343 определено, что средства от платы за пользование водными объектами, поступающие в краевой бюджет, в объеме 50% направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Законом Красноярского края "О краевом бюджете на 2001 год" от 26.12.2000 N 13-1079 предусматривается финансирование мероприятий по регулированию, использованию и охране водных ресурсов в сумме 28607 тыс.руб.

Современное состояние водохозяйственного комплекса края оценивается следующими показателями за 1999 год.

Объем забора свежей воды из всех водных объектов края составляет 2719,75 млн.куб.м, из них 2294,92 млн.куб.м - из поверхностных водных объектов. Объем водоотведения в поверхностные водные объекты вырос на 7%. Мощность очистных сооружений со сбросом в водные объекты увеличилась лишь на 0,2% и составила всего 706 млн.куб.м. Из-за недостатка мощности сооружений по очистке сточных вод, несовершенства оборудования и технологии очистки сточных вод в водоемы сбрасывается без очистки около 70% сточных загрязненных вод.

Более половины населения (53,2%) использует для питьевого водоснабжения поверхностные воды. Централизованным водоснабжением обеспечено 82,1% жителей края, в том числе 94,7% жителей городов и 51,7% сельского населения. В 13 административных территориях края часть населения (0,7%) использует речную воду без какой-либо очистки и обеззараживания. Проблема обеспечения населения питьевой водой связана с гарантированием качества и повышением эпидемической надежности питьевого водоснабжения. Качество воды в 44 городах и районах края не соответствует требованиям стандарта по бактериологическим показателям, по 24 территориям - по химическим показателям, в 15 территориях края - по органолептическим показателям. Кроме того, износ основных фондов в системе водообеспечения достигает 70 - 80%.

Реки в бассейнах Енисея и Оби входят в состав рек России с наибольшими экологическими проблемами и оцениваются как "загрязненные". Притоки р.Енисей оцениваются как "сильно загрязненные".

В соответствии с нормативами водные объекты (и их участки) края согласно санитарно - гигиеническому зонированию оцениваются в основном 3 и 4 классом качества, при которых вода может быть использована только для технического водоснабжения предприятий некоторых отраслей или совершенно не пригодна для всех видов пользования. Особенно сложна ситуация на малых реках, так как 90% используемых в водохозяйственных целях (забор, сброс) поверхностных водотоков относятся к категории малых рек.

Низкая эффективность работы очистных сооружений обусловлена, прежде всего, превышением проектных объемов принимаемых стоков на 70% очистных сооружений, высокими концентрациями загрязняющих веществ, а также устаревшими конструкциями, физическим износом и неудовлетворительной эксплуатацией очистных сооружений. Следствием этого является загрязнение водных объектов, ухудшение их качественного состояния.

Вопросы установления и организации водоохранных зон водных объектов края и нормативное регулирование хозяйственной деятельности в их пределах, как наиболее доступный элемент управления состоянием водотоков и водоемов, очень остры, требуют постоянного решения, но практически в последнее десятилетие не решаются. Лишь для 12 рек и двух водоемов края имеются проекты установления водоохранных зон, в основном не отвечающих современным нормативным требованиям. До настоящего времени отсутствуют проекты индивидуального установления водоохранных зон водных объектов в черте населенных пунктов.

Использование водных ресурсов в бассейне Енисея в целом не превышает 1 процента, что ошибочно дает основание думать о благополучии и значительных резервах водопотребления. Однако в край до 50 процентов речных ресурсов поступает транзитом с сопредельных территорий (Иркутской области, Республик Хакасии и Тывы). На освоенную в хозяйственном отношении территорию, где проживает 90 процентов населения и осуществляется основное водопотребление, приходится всего лишь 30 процентов ресурсов речного стока. При этом внутригодовая неравномерность стока, обусловленная естественными природными причинами, усложняет проблемы водопользования, приводит к необходимости создания регулирующих сооружений (прудов, водохранилищ).

В процессе хозяйственного освоения на территории края были созданы и функционируют водохозяйственные системы и сооружения. По результатам инвентаризации пятилетней давности (1995-96 годы), в крае насчитывается 1064 водохранилища и пруда, 88 накопителей отходов различных производств, 164 поверхностных водозабора, 238 сооружений для очистки и сброса сточных вод, 74 выпуска неочищенных стоков, 41 защитная дамба. Периоды эксплуатации этих систем достигают нескольких десятков лет, из-за чего часть из них находится в техническом состоянии, угрожающем затоплением ниже расположенных населенных пунктов, а также аварийному загрязнению водных объектов. В связи с этим требуется реконструкция и расширение систем для очистки и сброса сточных вод, более чем для 40 гидротехнических сооружений на прудах и водохранилищах требуется проведение ремонтных работ и реконструкции.

Значительное число населенных пунктов края подвержено вредному воздействию вод как в результате затопления и подтопления территорий, так и в результате разрушения береговой полосы, что требует осуществления берегоукрепительных работ, а также выноса жилых домов из зон разрушения.