Система программных мероприятий представлена семью направлениями (разделами) и разделена на две основные части:
1. Основные мероприятия по реализации краевой целевой программы, финансируемые за счет средств краевого бюджета.
2. Мероприятия программы, осуществляемые за счет текущих ассигнований на содержание комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации края, то есть не требующие дополнительных затрат из краевого бюджета.
Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи.
Направление I предусматривает разработку и принятие нормативно-правовых актов на краевом уровне.
Становление и развитие малого предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых органами государственной власти и управления.
Анализ правовых условий деятельности субъектов малого предпринимательства с последующим созданием правовой основы для разработки законодательных и нормативных актов в области малого предпринимательства в Красноярском крае позволит:
- стимулировать рост доходности субъектов малого предпринимательства путем определения субъектов и объектов льготной системы налогообложения, расчета и обоснования ставок налогообложения;
- обеспечить защиту интересов работников малых предприятий и создать условия для возникновения и развития субъектов малого предпринимательства;
- обеспечить условия микрокредитования малого предпринимательства, снизить уровень залогов и процентных ставок по кредитам, стимулировать вовлечение частных средств в процесс кредитования малого предпринимательства;
- разработать и создать систему финансирования субъектов малого предпринимательства на основе предоставления гарантий в целях широкого привлечения внебюджетных ресурсов.
Целью раздела является совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства, включая подготовку законодательных и нормативных актов, предусматривающих:
- реализацию основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства;
- гарантию минимальных пределов льгот субъектам малого предпринимательства, а также повышение статуса и полномочий государственных и общественных структур, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства;
- сохранение преемственности с ранее изданными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края и недопущение положений, потенциально усложняющих или ухудшающих ситуацию для малого предпринимательства.
Направление II нацелено на формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства. Кроме того, реализация мероприятий данного раздела предусматривает интеграцию и взаимодействие уже существующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства.
Раздел предполагает заказ на информацию краевому комитету государственной статистики. Имеющаяся на данный момент информация о динамике развития малого предпринимательства в крае не отвечает современным требованиям, так как не соответствует действительности. Для составления приближенной к реальности картины необходимы дополнительные затраты согласно представленной краевым комитетом государственной статистики смете на проведение более углубленных статистических исследований. В дальнейшем комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации края предполагает выстроить собственную не требующую затрат систему учета, но для этого требуется разветвленная в будущем самоокупаемая инфраструктурная сеть, которую и предполагается создавать.
Постановлением Губернатора края N 637-п от 22.08.2000 был создан Красноярский краевой Фонд поддержки малого предпринимательства, являющийся одним из элементов создаваемой инфраструктуры. На основе инвестиционных проектов планируется создание бизнес-центров, создание и поддержка уже действующих бизнес-инкубаторов, технопарков, муниципальных центров по возрождению традиционных народных промыслов, ремесел.
Учитывая дефицитность бюджетов всех уровней, основной акцент в данном разделе сделан на развитие прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов. Таким образом, закладывается основа, позволяющая после 2001 года создать условия для ресурсного обеспечения малого предпринимательства за счет внебюджетных источников.
Создание краевой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в значительной степени стимулирует предпринимательскую активность и приведет к повышению эффективности деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства, что, в свою очередь, облегчит решение ряда социальных и экономических проблем края.
Все структуры, составляющие краевую систему поддержки малого предпринимательства, должны функционировать как компоненты единой системы, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании субъектов малого предпринимательства.
Раздел подразумевает максимальное приближение доступных и качественных услуг субъектам малого предпринимательства. Для этого на конкурсной основе будут выделены субсидии субъектам малого предпринимательства на разработку проектов по созданию элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства через формирование и расширение сети бизнес-парков, бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д. Затраты на данные мероприятия, которые понесет краевой бюджет, составят от 10% до 50% от общей стоимости проектов. Доля участия краевого бюджета будет рассматриваться индивидуально по каждому проекту.
С целью определения стратегии и конкретных шагов по улучшению социально - экономического положения субъектов малого предпринимательства необходимо проведение социологических исследований и опросов субъектов малого предпринимательства и иных слоев населения.
Для установления долгосрочных экономических партнерских отношений с предпринимателями края, различных регионов России и зарубежья необходимо проведение выставок и ярмарок, организация шоу-румов продукции малого бизнеса Красноярского края. Данным подразделом предусматривается выделение на конкурсной основе субсидий субъектам малого предпринимательства с целью частичной (не более 80%) компенсации расходов по участию в выставочных мероприятиях, проводимых в нашем регионе и за его пределами.
Направление III предусматривает внедрение новых и развитие существующих инструментов финансово - кредитной и имущественной поддержки, в том числе с применением конкурсных принципов.
Значимость такого потенциально мощного социально-экономического явления, каким в условиях развития рыночных отношений является малое предпринимательство, предполагает реализацию определенной государственной политики. Проведение такой политики призвано обеспечить благоприятные условия выхода малых предприятий на рынки, доступ к финансово-кредитным ресурсам, участие в государственных заказах, устранение излишних административных ограничений.
Осуществление мероприятий данного раздела поможет оказать реальную финансовую поддержку малым предприятиям в крае. Также позволит решить ряд проблем, связанных как с первоначальным периодом становления малых предприятий, так и с потребностью уже созданных предприятий в расширении своей предпринимательской деятельности.
Раздел также предусматривает предоставление бюджетного кредита уполномоченной финансовой организации с целью дальнейшего кредитования проектов субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе в соответствии с Бюджетным кодексом и гражданским законодательством Российской Федерации.
Определение перспективных направлений развития края позволяет найти оптимальные сферы деятельности для субъектов малого предпринимательства. Сводный перечень товаров и услуг, в которых нуждается население, особенно социально не защищенная ее часть, является основой для подготовки краевого заказа, который даст возможность краевым органам власти решать многие социальные проблемы, одновременно осуществляя допуск предпринимателей к финансовым и материальным ресурсам территории и способствуя гарантированному сбыту их продукции или услуг.