Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. В ведущих капиталистических странах мира на долю малого предпринимательства приходится до 50% в общем объеме производства продукции, товаров, услуг.
Сравнительный экономический анализ показывает, что для достижения уровня развитых стран структура народного хозяйства в масштабе всей страны должна содержать от 9 до 12 миллионов малых предприятий (для сравнения: в США в настоящее время действуют более 20 млн. частных фирм, в Японии - около 6,5 млн.). По официальным оценкам Министерства экономики РФ критическая масса малых предприятий для включения механизмов рыночной саморегуляции, конкурентной среды и осуществления необходимых организационно структурных реформ в экономике в ближайшие годы должна составить не менее 2,5 - 3,5 млн.
Малые предприятия, характеризующиеся низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности, не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, охотно идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Узкая специализация, характерная для большинства малых фирм, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Сектор малого бизнеса не является пока определяющим на рынке труда России, но уже сегодня играет важную роль в снижении темпов роста безработицы в стране.
По состоянию на 01.01.2000 вклад малого предпринимательства в ВНП России оценивается в 10 - 12%. Кроме того, по данным Министерства по налогам и сборам РФ, в малом предпринимательстве полностью или частично занято около 30% населения. Примерно 45 млн.человек уже получают доходы от деятельности в малом бизнесе.
Однако темпы развития малого предпринимательства сегодня не достаточны для удовлетворения потребностей экономики России. Это связано с факторами сдерживания:
- политической и экономической нестабильностью;
- несовершенством законодательной и нормативно-правовой базы;
- неэффективностью финансово-кредитной системы поддержки малого предпринимательства;
- недостаточностью доступных для малого бизнеса технологий;
- трудностями в получении малыми предприятиями необходимых помещений и оборудования и др.
Координация процессов развития малого предпринимательства на территории края начата с принятием постановления администрации края от 19.09.1994 N 427-п "О мерах по поддержке малого предпринимательства в Красноярском крае на 1994 - 1995 годы".
Основу идеологии поддержки малого предпринимательства в крае изначально определяла ориентация администрации края на развитие малого бизнеса в районах и городах края. На уровень органов местного самоуправления поэтапно были переданы полномочия по отбору проектов, разработке и утверждению муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.
Динамика развития малого предпринимательства в Красноярском крае за 1993 - 1999 годы показывает, что этот новый вид хозяйственной деятельности перешел от стартового этапа и этапа развертывания к становлению в самостоятельную отрасль экономики.
Количество малых предприятий за период с 1993 по 1999 годы увеличилось в 3 раза. Вместе с тем необходимо отметить, что после августа 1998 года около 30% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность.
По состоянию на 1 января 2000 года на территории Красноярского края действовало 12,5 тысячи малых предприятий, что составляет 27% общего числа зарегистрированных в крае предприятий.
Основной формой собственности для предприятий сферы малого бизнеса является частная. Ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 92,7% (в 1998 году - 91,7%).
На малые предприятия приходится 2,1% регионального продукта, произведенного в крае за 1999 год, в то время как строительство составляет 3,3%, связь - 1% (по полному кругу предприятий).
В 1999 году малыми предприятиями выпущено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 5558,8 млн. рублей.
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий последние годы практически не меняется. Непроизводственная сфера, прежде всего торговля, остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная.
Доминирующее положение в крае занимают малые предприятия торговли и общественного питания (47,6% от общего числа малых предприятий, или 43,4% от их общего объема выпуска товаров и услуг), что объясняется сравнительной простотой его организации и возможностью быстрого оборота капитала.
На долю промышленности пришлось - 19,4% общего числа малых предприятий, на долю строительства - 13,3%, сельского хозяйства 1,6%, или соответственно: 28,3%, 18,9% и 0,6% от общего объема производства.
Прибыль от деятельности малых предприятий за 1999 год составила 479,9 млн.рублей, или 279,8% к 1998 году в действующих ценах.
В 1999 году малый бизнес обеспечил занятость 142,7 тыс.человек, в том числе на постоянной основе 130 тыс.человек (91,1%), что составило около 11 процентов от занятого в экономике края населения. В то же время такие отрасли, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь (по полному кругу предприятий) занимают соответственно 8,1, 7,6, 6,6 и 1,5 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников малых предприятий края увеличилась по сравнению с 1998 годом на 22,2% и составила 1238,2 рубля. При этом данный показатель в непроизводственной сфере деятельности (здравоохранение, народное образование, физическая культура и социальное обеспечение, наука и научное обслуживание) малого предпринимательства в полтора раза выше, чем по крупным и средним предприятиям края.
В 1999 году на территории края насчитывалось 83 малых предприятия с иностранным участием, в то время как по крупным и средним предприятиям - всего лишь 7.
Таким образом, на сегодня малый бизнес является наиболее оперативным инструментом решения общеэкономических проблем региона.
В этой связи вопросы становления и развития предпринимательства рассматриваются администрацией края в качестве одного из важнейших факторов формирования стратегии и тактики социально - экономического развития региона, так как по объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, выплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами.
Вместе с тем в настоящее время структура и потенциал малого предпринимательства в Красноярском крае имеют недостаточный уровень развития с точки зрения требований рыночной экономики.