О краевой целевой программе "Государственная
поддержка малого предпринимательства в
Красноярском крае" на 2001 - 2002 годы
Статья 1.
Утвердить краевую целевую программу "Государственная поддержка малого предпринимательства в Красноярском крае" на 2001 - 2002 годы согласно приложению.
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете "Красноярский рабочий".
Губернатор
Красноярского края
А.И.Лебедь
Приложение
к Закону Красноярского края
от 26 марта 2001 года N 14-1226
Краевая целевая программа "Государственная поддержка
малого предпринимательства в Красноярском крае"
на 2001 - 2002 годы
Наименование | Государственная поддержка малого предпринимательства в Красноярском крае на 2001 - 2002 годы |
Основание для | постановление администрации края "О создании межведомственной рабочей группы по разработке краевой целевой программы по государственной поддержке малого предпринимательства в Красноярском крае на 2001 - 2002 годы" от 24 июля 2000 года N 557-п; постановление администрации края "О внесении изменений в постановление администрации края от 24 июля 2000 года N 557-п "О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта краевой целевой программы по государственной поддержке малого предпринимательства в Красноярском крае на 2001 - 2002 годы" от 12 сентября 2000 года N 700-п |
Государственный | администрация Красноярского края |
Основные | комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации Красноярского края; Красноярское агентство поддержки малого и среднего бизнеса |
Цель программы | обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на краевом уровне |
Задачи программы | 1. Расширение налогооблагаемой базы. 2. Обеспечение занятости граждан. 3. Создание и развитие элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. 4. Целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства. 5. Создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоление барьеров на пути развития малого предпринимательства. 6. Расширение рынков сбыта продукции малых предприятий Красноярского края в России и зарубежных странах. 7. Привлечение малых предприятий к реализации государственных и муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг. 8. Предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям в рамках инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
Сроки реализации | 2001 - 2002 годы |
Основные | I. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства. II. Формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства. III. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. IV. Научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства. V. Кадровое обеспечение малого предпринимательства. VI. Межрегиональная, региональная программная координация. VII. Управление программой и контроль за ходом ее реализации |
Главный | комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации Красноярского края |
Объемы средств и источники финансирования программы | общий объем финансирования программы в 2001 - 2002 годах - 120000000 рублей, в том числе краевой бюджет - 120000000 рублей: 2001 год - 70000000 рублей; 2002 год - 50000000 рублей |
Ожидаемые конечные | к концу 2002 года выполнение программных мероприятий позволит: 1. Обеспечить налоговые доходы бюджета Красноярского края от малого предпринимательства на уровне не менее 10 процентов всех налоговых поступлений; 2. Увеличить количество занятых в малом предпринимательстве до 16% от числа работоспособного населения; 3. Сохранить общее количество устойчиво работающих предприятий и создать новые; 4. Развить межрегиональные связи и производственную кооперацию субъектов малого предпринимательства; 5. Снизить социальную напряженность в Красноярском крае; 6. Привлечь инвестиции в малое предпринимательство Красноярского края; 7. Расширить рынки сбыта продукции и услуг малых предприятий |
Система управления | комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации Красноярского края Главное финансовое управление администрации Красноярского края |
Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. В ведущих капиталистических странах мира на долю малого предпринимательства приходится до 50% в общем объеме производства продукции, товаров, услуг.
Сравнительный экономический анализ показывает, что для достижения уровня развитых стран структура народного хозяйства в масштабе всей страны должна содержать от 9 до 12 миллионов малых предприятий (для сравнения: в США в настоящее время действуют более 20 млн. частных фирм, в Японии - около 6,5 млн.). По официальным оценкам Министерства экономики РФ критическая масса малых предприятий для включения механизмов рыночной саморегуляции, конкурентной среды и осуществления необходимых организационно структурных реформ в экономике в ближайшие годы должна составить не менее 2,5 - 3,5 млн.
Малые предприятия, характеризующиеся низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности, не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, охотно идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Узкая специализация, характерная для большинства малых фирм, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Сектор малого бизнеса не является пока определяющим на рынке труда России, но уже сегодня играет важную роль в снижении темпов роста безработицы в стране.
По состоянию на 01.01.2000 вклад малого предпринимательства в ВНП России оценивается в 10 - 12%. Кроме того, по данным Министерства по налогам и сборам РФ, в малом предпринимательстве полностью или частично занято около 30% населения. Примерно 45 млн.человек уже получают доходы от деятельности в малом бизнесе.
Однако темпы развития малого предпринимательства сегодня не достаточны для удовлетворения потребностей экономики России. Это связано с факторами сдерживания:
- политической и экономической нестабильностью;
- несовершенством законодательной и нормативно-правовой базы;
- неэффективностью финансово-кредитной системы поддержки малого предпринимательства;
- недостаточностью доступных для малого бизнеса технологий;
- трудностями в получении малыми предприятиями необходимых помещений и оборудования и др.
Координация процессов развития малого предпринимательства на территории края начата с принятием постановления администрации края от 19.09.1994 N 427-п "О мерах по поддержке малого предпринимательства в Красноярском крае на 1994 - 1995 годы".
Основу идеологии поддержки малого предпринимательства в крае изначально определяла ориентация администрации края на развитие малого бизнеса в районах и городах края. На уровень органов местного самоуправления поэтапно были переданы полномочия по отбору проектов, разработке и утверждению муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.
Динамика развития малого предпринимательства в Красноярском крае за 1993 - 1999 годы показывает, что этот новый вид хозяйственной деятельности перешел от стартового этапа и этапа развертывания к становлению в самостоятельную отрасль экономики.
Количество малых предприятий за период с 1993 по 1999 годы увеличилось в 3 раза. Вместе с тем необходимо отметить, что после августа 1998 года около 30% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность.
По состоянию на 1 января 2000 года на территории Красноярского края действовало 12,5 тысячи малых предприятий, что составляет 27% общего числа зарегистрированных в крае предприятий.
Основной формой собственности для предприятий сферы малого бизнеса является частная. Ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 92,7% (в 1998 году - 91,7%).
На малые предприятия приходится 2,1% регионального продукта, произведенного в крае за 1999 год, в то время как строительство составляет 3,3%, связь - 1% (по полному кругу предприятий).
В 1999 году малыми предприятиями выпущено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 5558,8 млн. рублей.
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий последние годы практически не меняется. Непроизводственная сфера, прежде всего торговля, остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная.
Доминирующее положение в крае занимают малые предприятия торговли и общественного питания (47,6% от общего числа малых предприятий, или 43,4% от их общего объема выпуска товаров и услуг), что объясняется сравнительной простотой его организации и возможностью быстрого оборота капитала.
На долю промышленности пришлось - 19,4% общего числа малых предприятий, на долю строительства - 13,3%, сельского хозяйства 1,6%, или соответственно: 28,3%, 18,9% и 0,6% от общего объема производства.
Прибыль от деятельности малых предприятий за 1999 год составила 479,9 млн.рублей, или 279,8% к 1998 году в действующих ценах.
В 1999 году малый бизнес обеспечил занятость 142,7 тыс.человек, в том числе на постоянной основе 130 тыс.человек (91,1%), что составило около 11 процентов от занятого в экономике края населения. В то же время такие отрасли, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь (по полному кругу предприятий) занимают соответственно 8,1, 7,6, 6,6 и 1,5 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников малых предприятий края увеличилась по сравнению с 1998 годом на 22,2% и составила 1238,2 рубля. При этом данный показатель в непроизводственной сфере деятельности (здравоохранение, народное образование, физическая культура и социальное обеспечение, наука и научное обслуживание) малого предпринимательства в полтора раза выше, чем по крупным и средним предприятиям края.
В 1999 году на территории края насчитывалось 83 малых предприятия с иностранным участием, в то время как по крупным и средним предприятиям - всего лишь 7.
Таким образом, на сегодня малый бизнес является наиболее оперативным инструментом решения общеэкономических проблем региона.
В этой связи вопросы становления и развития предпринимательства рассматриваются администрацией края в качестве одного из важнейших факторов формирования стратегии и тактики социально - экономического развития региона, так как по объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, выплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами.
Вместе с тем в настоящее время структура и потенциал малого предпринимательства в Красноярском крае имеют недостаточный уровень развития с точки зрения требований рыночной экономики.
Специалисты администрации края, разрабатывая программу поддержки малого предпринимательства, совместно с Агентством поддержки малого и среднего бизнеса, общественными организациями предпринимателей провели ряд социологических опросов (тестирования) по вопросам определения влияния внешней среды на развитие малого предпринимательства в крае. В опросах принимали участие представители различных слоев общества, предприниматели. Параметры среды оценивались по пятибалльной шкале.
Среднестатистические значения данных параметров приведены в следующей таблице:
Оцениваемые параметры среды | Степень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Наличие трудовых ресурсов | - | ||||
Доступность современных технологий и | - | ||||
Доступность услуг: | |||||
коммунальных | - | ||||
транспортных | - | ||||
связи | - | ||||
Доступность консалтинговых услуг по | |||||
экономической деятельности | - | ||||
менеджмента | - | ||||
маркетинга | - | ||||
юридическим | - | ||||
Совершенство системы информационного | - | ||||
Безопасность условий деятельности МП | - | ||||
Внимание органов государственной власти | - | ||||
Внимание органов местного самоуправления к | - | ||||
Отношение населения к малому | - | ||||
Готовность населения включиться в | - | ||||
Возможность влияния общественных | - | ||||
Достаточность условий для свободной | - |
Как видно из таблицы, участники опросов весьма строго охарактеризовали существующие в настоящий момент общие условия деятельности малых предприятий в крае. Линия на графике в основном находится на второй и третьей позиции (2 - в основном не удовлетворяет, 3 - не удовлетворяет в средней степени). И тот факт, что несмотря на отдельные положительные моменты в своем развитии, малое предпринимательство края находится еще в очень несовершенной внешней среде, еще и еще раз подтверждает необходимость усиления государственного внимания к становлению этого сектора экономики.
Несовершенство законодательной базы, жесткий налоговый прессинг, трудности с получением банковских кредитов, высокая арендная плата за помещения привели к тому, что привлекательность сохраняют только виды деятельности с быстрым оборотом капитала.
В силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы малые предприятия вынуждены диверсифицировать свою деятельность. Однако торгово-посреднические операции, выполняемые, в основном, в качестве вторичной деятельности и по объему, как правило, перекрывающие стоимостной показатель основной деятельности, не могут быть интересны с точки зрения реальной экономики. В Красноярском крае сложилась ситуация, при которой развитие малого предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных структур.
Устойчивость наметившейся положительной тенденции в развитии малого предпринимательства, реализация его потенциала во многом зависят от политики поддержки этого сектора экономики, проводимой органами власти как на федеральном, так и на краевом уровнях.
Государственная поддержка малому предпринимательству в крае уже оказывается в рамках отдельных программ.
Край участвует в реализации федеральных программ: программы первоочередных мер по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности, программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы.