Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2001 - 2003 ГОДЫ (с изменениями на: 09.09.2002)

ОБОСНОВАНИЕ ОБЩЕКРАЕВОЙ ПРОБЛЕМЫ, АНАЛИЗ ЕЕ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ


Программа содействия занятости населения Красноярского края на 2001 - 2003 годы сохраняет преемственность предыдущей программы содействия занятости населения и определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 2001 - 2003 годы.

В период 2001 - 2003 годов тенденции развития трудовых ресурсов края приведут к некоторому увеличению спроса на рабочие места, или, что то же самое - предложению рабочей силы. Увеличение потенциального спроса на рабочие места обусловлено следующими причинами.

Особенности протекания демографических процессов в крае дадут прирост трудовых ресурсов, особенно в гг. Ачинске, Бородино, Красноярске, Лесосибирске, Шарыпово, Емельяновском, Ирбейском, Канском районах. Возможна стабилизация их численности в г. Дивногорске, г. Заозерном, Абанском, Боготольском районах.

Ожидаемые позитивные изменения в динамике объемов производства, его стабилизация и некоторое оживление не приведут к увеличению численности занятых в экономике края и смогут лишь обеспечить реальные предпосылки для сдерживания процесса сокращения занятости населения. В ближайшие два года возможно снижение масштабов занятости за счет дальнейшего разгосударствления собственности, роста минимального уровня оплаты труда и других факторов.

В связи с этим первые симптомы стабилизации экономики не смогут в ближайший период существенно улучшить ситуацию на краевом рынке труда.

По-прежнему на него будут воздействовать такие факторы, как неблагоприятное экономическое положение предприятий отдельных отраслей, банкротство, конверсия оборонных предприятий и другие. Под действием перечисленных причин суммарная потребность экономически активного населения края в рабочих местах будет удовлетворена в период 2001 - 2003 годов не более чем на 80 - 85 процентов. На всей территории края сохранится превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

В связи с вышеизложенным уровень регистрируемой безработицы в целом по краю будет возрастать от 3,2 процента (к численности экономически активного населения) в 2001 году до 3,6 процента в 2003 году.

Ожидаемая численность безработных может составить 52,0 тыс. человек на конец 2001 года, 57,0 тыс. человек - на конец 2002 года, 60,0 тыс. человек - на конец 2003 года.

При этом в 42 территориях края уровень безработицы может подняться выше краевого значения. Особенно высокий уровень безработицы ожидается в городах Игарке, Лесосибирске, Минусинске, Норильске, Сосновоборске (на 2,5 - 3,0 процентных пункта), а также в районах Абанском, Енисейском, Нижнеингашском, Партизанском (на 5 - 6 процентных пунктов выше краевого).

Кроме демографических и экономических предпосылок причинами такого прогноза являются ухудшение возможностей трудоспособного населения для самостоятельного поиска работы, увеличение заявок предприятий на замещение вакантных рабочих мест, требующих профессиональной подготовки работников, применение службой занятости современных технологий содействия трудоустройству.

Прогнозируемый рост уровня безработицы будет сопровождаться наличием ряда проблем краевого рынка труда, наиболее острыми из которых являются следующие:

увеличение доли молодежи, инвалидов, значительная доля женщин среди безработных и чрезвычайная сложность с их трудоустройством;

низкий уровень качества занятости вследствие недостаточной реформированности всей трудовой сферы, приводящей к низкой эффективности труда и низким заработкам значительной части работающих, что приводит к снижению мотивации к труду и росту вторичной занятости, как официальной (совместительство), так и неофициальной;

крайне ограниченные возможности мобильности рабочей силы внутри края и за его пределы из территорий с острой критической ситуацией в сфере занятости населения;

обострение ситуации с занятостью населения в северных территориях края, в городах с моноструктурным производством.

Исходя из прогнозируемого роста уровня безработицы политика на краевом рынке труда в предстоящий период будет направлена на:

обеспечение эффективной занятости населения и сдерживание уровня безработицы в экономических и социально допустимых границах;

повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест. Сохранение и создание рабочих мест, развитие гибких форм занятости населения;

стимулирование развития предпринимательства и самозанятости населения;

разработку и реализацию специальных программ стабилизации занятости населения в моноструктурных городах и районах с критической ситуацией на рынке труда, районах Крайнего Севера;

повышение эффективности трудоустройства молодежи и женщин, социальную реабилитацию и занятость инвалидов, адаптацию к гражданским профессиям и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

координацию и консолидацию усилий органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, службы занятости населения и других заинтересованных структур в формировании эффективной занятости населения.

Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие программы, являются безработные и ищущие работу граждане, работники предприятий, находящиеся под риском увольнения, а также граждане, наиболее нуждающиеся в поддержке на рынке труда.

В условиях напряженной ситуации на рынке труда из всех активных программ регулирования рынка труда трудоустройство безработных граждан на общественные работы и временная занятость подростков относятся к числу приоритетных направлений содействия занятости населения и обеспечения контролируемости социальной напряженности. Актуальность этих программ усугубляется крайне низким жизненным уровнем групп населения, нуждающихся в этих видах занятости.