Статья 1.
Утвердить краевую целевую программу "Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы" на 2001 - 2003 годы согласно приложению.
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете "Красноярский рабочий".
Губернатор
Красноярского края
А.И.Лебедь
Приложение
к Закону Красноярского края
от 5 декабря 2000 г. N 12-1022
ПАСПОРТ
Краевой целевой программы
"Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест
лишения свободы" на 2001 - 2003 годы
Наименование программы | краевая целевая программа "Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы" на 2001 - 2003 годы |
Основание для разработки программы | |
Заказчик программы | администрация Красноярского края |
Основные разработчики программы | Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (ГУИН) |
| управление социальной защиты населения администрации края |
| Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю |
| Главное управление образования администрации края |
| управление начального профессионального образования администрации края |
| правовое управление администрации края |
Цель и задачи программы | формирование условий для социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы |
| создание системы социально - психологической и профессиональной реабилитации граждан, подлежащих освобождению, освобожденных из мест лишения свободы |
| открытие школ и профессиональных училищ на территории исправительных колоний края |
| открытие филиалов краевого Центра социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в гг. Ачинске, Канске, Минусинске, Норильске |
| повышение квалификации кадров, занимающихся социальной адаптацией лиц, освобожденных из мест лишения свободы |
Сроки реализации программы | 2001 - 2003 годы |
Основные мероприятия программы | расширение сети и укрепление материальной базы общеобразовательных школ и краевых профессиональных училищ для лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях края |
| расширение и укрепление материальной базы учреждений, оказывающих социальную и медицинскую помощь лицам, осужденным и освобожденным из мест лишения свободы |
| разработка научно - методических основ по социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы |
| повышение квалификации кадров, занимающихся социальной адаптацией лиц, освобожденных из мест лишения свободы |
| содействие в трудоустройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы |
Объемы и источники финансирования программы | 30448,6 тыс. руб. на 2001 - 2003 годы из средств краевого бюджета, в том числе: 2001 г. - 7867,0 тыс. руб. |
Главные распорядители бюджетных средств | Главное финансовое управление администрации края |
| управление социальной защиты населения администрации края |
| Главное управление образования администрации края |
| управление начального профессионального образования администрации края |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | снижение социальной напряженности в крае |
| снижение уровня рецидивной преступности в крае, в том числе подростковой |
| снижение числа лиц без определенного места жительства |
| развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей трудовое и бытовое устройство граждан, освобожденных из мест лишения свободы |
| стабилизация и снижение уровня заболеваемости туберкулезом среди граждан, освобожденных из мест лишения свободы |
Контроль за реализацией программы | комитет по взаимодействию с органами социальной сферы администрации края правовое управление администрации края |
Обоснование общекраевой проблемы,
анализ ее исходного состояния
Реформа уголовно - исполнительной системы, которая началась в 1998 году, призвана сделать систему исполнения наказаний более гуманной, организовать на новом качественном уровне подготовку осужденных граждан к освобождению.
На территории края находится 31 учреждение системы исполнения наказаний, численность содержащихся в них осужденных на 1.10.2000 г. составила 25884 человека. За 1999 год из мест лишения свободы было освобождено 6838 человек. В связи с амнистией, начавшейся 30 мая 2000 года, число освобождающихся значительно увеличилось - за 9 месяцев 2000 года уже освобождено 7032 человека, до конца года будет амнистировано еще 2000 человек. В последующие годы предполагается, что численность освобожденных будет составлять приблизительно 4500 человек в год. Более 90% из них останутся в крае. У граждан, освобожденных из мест лишения свободы, низкая мотивация к трудоустройству, отсутствуют навыки самостоятельного поиска работы. Каждый третий из них нуждается в бытовом и трудовом устройстве. Социальное неблагополучие является одной из важных причин совершения бывшими осужденными новых преступлений. В целях профилактики рецидивной преступности (рецидив составляет не менее 25% в год) необходимо создать условия, которые помогут данной категории граждан адаптироваться в жизни. С этой целью программа предусматривает создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей разрешение социальных проблем лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и организацию общеобразовательного, профессионального образования в исправительных учреждениях.
Главным управлением исполнения наказаний Минюста России по Красноярскому краю (ГУИН края) в этом направлении ведется активная работа. Сегодня осужденные обучаются в 6 общеобразовательных учебных заведениях (при ИК-6, ИК-16, ИК-17, ИК-22, ИК-27, ИК-31). Однако ГУИН края не имеет возможности обеспечить в полном объеме получение осужденными основного общего образования. В местах лишения свободы Красноярского края находятся более 5 тысяч осужденных молодежного возраста, 1500 из них не имеют основного общего образования, 160 - неграмотны.
Принимая во внимание значительное "омоложение" спецконтингента, а значит, и отсутствие первоначальных профессиональных навыков, необходимо создать условия для получения начального профессионального образования данной категории граждан. В колониях работают 6 профессиональных училищ и 2 филиала. В них обучаются менее 1000 человек, что составляет всего 3% от общего количества осужденных.
Серьезной проблемой остается решение вопросов о бытовом и трудовом устройстве лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Многие из осужденных выходят на свободу, не имея жилья, документов, утратив родственные связи. Один из путей решения данной проблемы - открытие центров социальной адаптации. С 1995 г. в г. Красноярске для освобожденных из мест лишения свободы успешно работает краевой Центр социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы (на 60 мест для лиц мужского пола). Программой предусмотрено открытие филиалов краевого Центра в гг. Ачинске, Канске, Минусинске, Норильске и справочно - консультационных пунктов в краевом Центре социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы (г. Красноярск), и его филиалах (гг. Ачинск, Канск, Минусинск).
Для несовершеннолетних и женщин, освобожденных из мест лишения свободы, таких специализированных учреждений в крае нет. Особенно остро стоит вопрос в отношении несовершеннолетних. Многие из них, встав на путь исправления, не желают возвращаться в семьи, где неблагоприятная обстановка может вновь вынудить подростка повторить преступление. Кроме того, ежегодно растет число детей - сирот, попавших в исправительное учреждение. В Канской воспитательной колонии каждый 10-й воспитанник - сирота. Положение усугубляется тем, что несовершеннолетним невозможно устроиться на работу без помощи органов социальной защиты. Не имея жилья и опеки со стороны взрослых, 30% освободившихся подростов повторяют преступления.
В учреждениях ГУИН края содержится в среднем 6,5 - 7 тыс. осужденных, состоящих на диспансерном учете с диагнозом туберкулеза. Из них 1,5 тыс. человек - с активным туберкулезным процессом. Ежегодно освобождаются из мест лишения свободы до 800 человек, состоящих на учете по туберкулезу. Большая часть из них проживает в городах и районах Красноярского края, что осложняет эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в крае. Для проведения комплекса диагностических мероприятий на ранних стадиях развития заболевания не хватает соответствующей диагностической аппаратуры и медикаментов.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является формирование условий для социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Предусматривается решение следующих задач, направленных на обеспечение социальной адаптации данной категории лиц:
создание системы социально - психологической и профессиональной реабилитации лиц, подлежащих освобождению, освобожденных из мест лишения свободы, в целях формирование навыков поиска работы и повышения у данной категории граждан мотивации к трудоустройству;
открытие школ и профессиональных училищ на территории исправительных колоний края для получения основного общеобразовательного и профессионального начального образования лицами, отбывающими наказание в исправительных колониях края;
открытие филиалов краевого Центра социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в гг. Ачинске, Канске, Минусинске, Норильске для трудовой и бытовой реабилитации данной категории лиц;
повышение квалификации кадров, занимающихся социальной адаптацией лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Система программных мероприятий
1. Расширение сети и укрепление материальной базы общеобразовательных школ и краевых профессиональных училищ для лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях края
Предусматривается открытие общеобразовательных школ и профессиональных училищ в исправительных колониях края и приобретение оборудования, компьютерной техники, учебно - методической литературы для данных учреждений.
2. Расширение и укрепление материальной базы учреждений, оказывающих социальную и медицинскую помощь лицам, осужденным и освобожденным из мест лишения свободы
Предусматривается открытие филиалов краевого Центра социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в гг. Канске, Ачинске, Минусинске, Норильске на 30 мест каждый; укрепление и расширение материально - технической базы краевого Центра социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, межобластной туберкулезной больницы ГУИН края; приобретение жилых помещений для детей - сирот и лиц из числа детей - сирот, освобожденных из мест лишения свободы; реконструкция спального корпуса N 6 Енисейского специализированного дома - интерната на 75 мест.
3. Разработка научно - методических основ по социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы
Мониторинг рынка труда лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Подготовка и издание для граждан, освобожденных из мест лишения свободы, памяток по актуальным для рынка труда профессиям, специальностям, видам деятельности.
4. Повышение квалификации кадров, занимающихся социальной адаптацией лиц, освобожденных из мест лишения свободы
Предусматривает проведение мероприятий по подготовке руководителей курсов "Активный поиск работы", "Новый старт" из числа работников краевого Центра социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и его филиалов (в гг. Ачинске, Канске, Минусинске, Норильске).
5. Содействие в трудоустройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы
Создание справочно - консультационных пунктов в краевом Центре социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, (г. Красноярск) и его филиалах (гг. Ачинск, Канск, Минусинск).
Организация общественных работ для граждан, освобожденных из мест лишения свободы, которые не могут быть признаны безработными в установленном порядке.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Механизм реализации программы
и контроль за ходом ее выполнения
Координацию работ по реализации программы осуществляет правовое управление администрации края.
Главными распорядителями бюджетных средств являются: Главное управление образования администрации края, Главное финансовое управление администрации края, управление социальной защиты населения администрации края, управление начального профессионального образования администрации края, которые несут ответственность за целевое расходование бюджетных средств, выделенных на реализацию программы.
Закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются на основе государственных контрактов. Межобластная туберкулезная больница получает от управления социальной защиты населения администрации края оборудование в безвозмездное пользование, при этом собственником оборудования остается управление социальной защиты населения администрации края. Проведение работ по капитальному ремонту осуществляется в соответствии с утвержденными сметами.
Контроль за реализацией программы осуществляет комитет по взаимодействию с органами социальной сферы администрации края, правовое управление администрации края. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств осуществляется главными распорядителями бюджетных средств.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
уменьшить социальную напряженность в крае;
снизить уровень рецидивной преступности в крае, в том числе подростковой;
сократить число лиц без определенного места жительства в крае;
снизить уровень заболеваемости туберкулезом среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а значит, и в крае в целом.