Преобразование земельных отношений в крае позволило осуществить переход к многообразным формам землепользования, развитию гражданского правооборота земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
Осуществлен ряд важных мер по реорганизации колхозов и совхозов. Земля, ранее находившаяся в постоянном (бессрочном) пользовании, перешла в совместную долевую собственность работников этих хозяйств. В частную и совместную долевую собственность граждан передано 3289,2 тыс. гектаров, или 98% от всех сельскохозяйственных угодий края. Собственниками земельных долей стали 191.1 тыс. граждан края, которым предоставлено в собственность 2966.1 тыс. га. При этом каждый собственник земельной доли вправе бесплатно получить соответствующий участок земли в натуре. Таким правом воспользовался 421 собственник земельной доли, а 70.4 тыс. собственников передали свои земельные доли хозяйственным обществам или товариществам, как правило, на условиях аренды.
Сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств, которых в крае насчитывается 4372. Им передано 224.4 тыс. га земель, в том числе 207.8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых 169.0 тыс. га составляет пашня. Средний размер крестьянского хозяйства по площади земельного участка равен 51 га.
В крае образован фонд перераспределения земель на площади 222.8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 80.3 тыс. га пашни.
Органам местного самоуправления передано в ведение 1433.1 тыс. га земель, в том числе 952.4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 130.5 тыс. га пашни.
Полностью удовлетворена потребность граждан в земельных участках: 389556 семей жителей края имеют садовые участки на площади 32.6 тыс. га, предоставлено 68 тыс. участков общей площадью 17 тыс. га под индивидуальное жилищное строительство. Средний размер садового участка увеличился с 0.04 га до 0.08 га, а личного подсобного хозяйства - с 0.23 га до 2.0 га. Активно ведется регистрация прав граждан и юридических лиц на земельные участки.
На территории края в 19 районах на площади 20,3 тыс. га создан целевой земельный фонд для предоставления земли казачьим обществам.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Территориальными органами комитета по земельным ресурсам и землеустройству края за 1999 год обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней в сумме 470 млн. рублей.
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло 8,6 тыс. в год.
За период реформы реализован ряд важных мероприятий по созданию системы ведения государственного земельного кадастра:
создана материально-техническая база ведения кадастра. Во всех городах и районах установлена современная компьютерная техника, внедряются программные средства;
обновлена информационная база земельного кадастра. В частности, на значительной площади края осуществлено обновление планово-картографического материала, на большей половине территории населенных пунктов проведена инвентаризация земель, в основном сформированы объекты кадастрового учета;
начат перевод кадастрового производства на автоматизированные технологии. В стадии завершения находятся составление и передача в государственные налоговые инспекции сведений о налогооблагаемой базе и ее изменении, формирование механизма передачи данных о земле в органы власти всех уровней и систему кадастрового учета.
С целью создания информационной базы данных для ведения государственного земельного кадастра, регистрации прав собственности, владения, пользования и аренды земельных участков на основе имеющегося планового материала проведена инвентаризация земель населенных пунктов на площади 226.6 тыс. га, или 74% от площади поселений.
Завершена работа на территории края по кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий, проводятся работы по ценовому зонированию поселений.
Разграничение предметов ведения и полномочий между Правительством РФ и администрацией края, а также между администрацией края и муниципальными образованиями обусловили необходимость в разграничении земель по видам собственности (федеральная, краевая и муниципальная). Во исполнение соглашения между Правительством РФ и администрацией Красноярского края "О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории края" и соответствующего постановления администрации края подготовлены материалы по составлению предварительного реестра земельных участков, относящихся к федеральной собственности на территории Красноярского края.
Вместе с тем в деле земельного реформирования в крае имеются серьезные недостатки.
В крае медленно идет освоение системы ведения государственного земельного кадастра, не на должном уровне осуществляется мониторинг земель.
Отсутствие Земельного кодекса РФ негативным образом отразилось на процессе реформирования сельскохозяйственных предприятий. Переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно. Созданные на базе бывших колхозов и совхозов новые (реорганизованные) сельскохозяйственные предприятия не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и практика установления арендной платы явно устарели и требуют пересмотра.
Многие органы местного самоуправления используют средства, поступающие от платы за землю, не по целевому назначению, что явилось причиной сдерживания на местах кадастровых и землеустроительных работ, особенно инвентаризации земель.
За истекший период на территориях сельскохозяйственных предприятий произошли существенные изменения в их землепользовании: выделены земельные участки для ведения крестьянских и личных подсобных хозяйств, переданы земли в аренду крестьянским хозяйствам.
За период реформы выполнена корректировка проектов перераспределения земель по 165 сельскохозяйственным предприятиям в 19 районах, по 70 хозяйствам в 11 районах эти работы необходимо выполнять.
Не в полном объеме проведены работы по приведению размеров водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов в соответствие с принятыми Постановлениями администрации края от 15.08.98 N 514 и 29.09.98 N 536, с целью установления особых режимов использования земель, попадающих в водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, необходимо проведение корректировки материалов по установлению границ этих территорий.
Ослаблено внимание к разработке схем защиты земель от деградации, консервации деградированных земель и их восстановления. В прошедший период эти работы выполнены только в 8 районах. Требуется же их проведение в 28 районах. В связи с этим актуальной является задача по разработке рекомендаций по организации территории и ведению земледелия на ландшафтной основе.
Красноярский край отличается высоким уровнем интенсивности воздействия на окружающую среду, в т.ч. земельный фонд. Это обусловлено тем, что кроме причин, имеющих общероссийский характер, для региона характерна относительно большая роль природоразрушающих производств (горнодобывающие, лесозаготовительные и т.д.), а также наличие промышленных предприятий огромной единичной мощности (Норильский промузел, Красноярский и Саянский алюминиевые заводы, Ачинский нефтеперерабатывающий завод, гидростанции).
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза в крае требуется выполнение комплекса работ по ведению мониторинга земель в тесной увязке с земельно-кадастровыми действиями.