ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 10 февраля 2000 года N 9-630
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
(в ред. Закона Красноярского края от 30.09.2002 N 4-554)
Настоящий Закон регулирует отношения в области пожарной безопасности в Красноярском крае между органами государственной власти края и органами местного самоуправления края, коммерческими и некоммерческими организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций органов государственной власти Красноярского края (далее - край) и органов местного самоуправления.
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан;
пожарная безопасность - состояние защищенности личности и имущества от пожаров;
система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации и Красноярского края;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
правонарушение в области пожарной безопасности - нарушение и (или) невыполнение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, нормативных правовых актов края и нормативных документов по пожарной безопасности (стандарты, нормы, правила и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности), уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственной противопожарной службы или воспрепятствование должностным лицам пожарной охраны в осуществлении ими возложенных действующим законодательством задач и функций, в том числе по тушению пожаров;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
особый противопожарный режим - совокупность мер организационного и технического характера, направленных на усиление пожарной безопасности в период неблагоприятных погодных и иных условий на определенной территории;
объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;
пожароопасное состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара, а также угроза безопасности людей;
технологический процесс - часть производственного процесса, связанная с действиями, направленными на изменение свойств и (или) состояния обращающихся в процессе веществ и изделий;
технические устройства пожарной безопасности - приборы, оборудование, системы противопожарной защиты;
пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, а также иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
Государственная противопожарная служба края (далее - Государственная противопожарная служба) - основной вид пожарной охраны края, входящий в систему Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Красноярского края в качестве самостоятельной оперативной службы;
(в ред. Закона Красноярского края от 30.09.2002 N 4-554)
управление Государственной противопожарной службы - территориальный орган управления Государственной противопожарной службы, самостоятельное оперативное структурное подразделение Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Красноярского края;
(в ред. Закона Красноярского края от 30.09.2002 N 4-554)
подразделения Государственной противопожарной службы - подразделения пожарной охраны, создаваемые на предприятиях и в населенных пунктах в целях организации предупреждения и тушения пожаров и входящие в структуру Государственной противопожарной службы;
предприятие Государственной противопожарной службы - унитарное государственное предприятие при управлении Государственной противопожарной службы, осуществляющее работы (услуги) в области пожарной безопасности, выпуск, поставку пожарно-технической продукции.
1. Законодательство края в области пожарной безопасности включает в себя настоящий Закон, иные нормативные правовые акты органов государственной власти края.
2. Нормативные правовые акты в области пожарной безопасности, принимаемые органами местного самоуправления, не могут противоречить настоящему Закону и снижать требования пожарной безопасности, установленные федеральными и краевыми нормативными актами.
1. Законодательным Собранием края осуществляется:
нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности в пределах своей компетенции в крае;
по представлению Губернатора края утверждение краевой целевой программы обеспечения пожарной безопасности;
по представлению Губернатора края утверждение бюджета края в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
по представлению Губернатора края или при наличии его положительного заключения установление льгот по налогам и сборам, стимулирующих обеспечение пожарной безопасности.
2. Администрация края:
осуществляет нормативное правовое регулирование в пределах своей компетенции;
организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности, в том числе на содержание пожарной охраны, и контролирует его исполнение;
организует разработку и осуществление краевых целевых программ обеспечения пожарной безопасности;
создает, реорганизует и ликвидирует подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств краевого бюджета, и устанавливает численность ее личного состава согласно нормам, предусмотренным законодательством;
утверждает порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории края;
вводит и отменяет особый противопожарный режим на территории двух и более муниципальных образований;
координирует деятельность Государственной противопожарной службы, инженерно-технических служб, надзорных и иных органов и организаций края в области пожарной безопасности путем создания соответствующей комиссии;
осуществляет социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
организует обучение населения мерам пожарной безопасности, привлекает их в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров;
осуществляет меры по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, а также членов их семей;
содействует деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
создает условия для производства и внедрения организациями края отечественных технических средств противопожарной защиты и создания базовых организаций на территории края по выпуску противопожарного оборудования и сигнализации;
содействует организации центров обучения и подготовки специалистов, выполняющих работы в области пожарной безопасности;
содействует реализации инвестиционных программ производителей противопожарных средств защиты и сигнализации.
К полномочиям органов местного самоуправления края относится:
организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;
участие в выполнении краевых целевых программ, разработка и утверждение целевых программ по пожарной безопасности муниципального образования;
разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
организация за счет средств города, района и на долевых началах строительства и ремонта объектов пожарной охраны;
установление специальных целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности и осуществление контроля за своевременностью их уплаты;
определение перечня противопожарного инвентаря, первичных средств пожаротушения в жилых домах и надворных постройках граждан в соответствии с Правилами пожарной безопасности;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
утверждение порядка привлечения сил и средств организаций и населения для тушения пожаров на территории муниципального образования;
содействие деятельности добровольных пожарных;
введение и отмена особого противопожарного режима на территории муниципального образования;
содействие созданию и деятельности фонда пожарной безопасности;
организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
1. Обеспечение пожарной безопасности является обязанностью органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан.
2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается:
на руководителей организаций, уполномоченных ими лиц, индивидуальных предпринимателей. Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей;
на органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации - при проектировании и застройке территории края, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
на собственников имущества, собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и иного жилого фонда.
1. В крае осуществляется государственный и ведомственный пожарный надзор.
2. Государственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности на территории края осуществляет управление Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Красноярского края (далее - Государственная противопожарная служба).
(в ред. Закона Красноярского края от 30.09.2002 N 4-554)
3. Государственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности в лесах осуществляется комитетом по лесу Красноярского края, а на подземных объектах предприятий и при ведении взрывных работ на подконтрольных Госгортехнадзору России объектах - Управлением Енисейского округа Госгортехнадзора России.
4. Ведомственный пожарный надзор в организациях осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Наличие ведомственного пожарного надзора не исключает необходимости осуществления государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности.