РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
Саратовской области
О референдумах в Саратовской области
(в редакции Закона № 26-ЗСО от 12 мая 2003 года)
______________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области
от 12.12.2005 N 121-ЗСО
______________________
принят Саратовской областной Думой
22 октября 1996 года
____________________________________________________________________
В тексте Закона учтены изменения и дополнения, внесенные:
Законом Саратовской области от 06.04.1999 № 13-ЗСО,
Законом Саратовской области от 06.10.1999 № 48-ЗСО,
Законом Саратовской области от 12.05.2003 № 26-ЗСО.
____________________________________________________________________
Статья 1. Референдумы в Саратовской области
1. В соответствии с настоящим Законом на территории Саратовской области могут проводиться областные и местные референдумы.
2. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.
Статья 2. Законодательство Саратовской области о референдумах
Законодательство Саратовской области о референдумах основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), других федеральных законах и состоит из Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона, а также уставов муниципальных образований.
Статьи 3. Принципы проведения референдума
1. В соответствии с Федеральным законом гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании, исключающем возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан.
2. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.
4. Референдумы организуют и проводят комиссии референдумов. Вмешательство в деятельность указанных комиссий со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум
1. В соответствии с Федеральным законом на областной референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Саратовской области или совместном ведении Российской Федерации и Саратовской области, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
На областной референдум обязательно выносятся вопросы об изменении статуса, наименования области, ее разделения или объединения с другими субъектами Российской Федерации, изменения ее границ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
3. Вопросы областного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству области.
4. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
5. В соответствии с Федеральным законом на областной референдум и местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти области, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти области, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
6. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
Статья 5. Право на участие в референдуме
1. Гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории Саратовской области и достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на областном референдуме.
2. Гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории муниципального образования и достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме.
3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепринятые права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Статья 6. Порядок реализации инициативы проведения референдума
1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума
в количестве не менее 20 человек - для выдвижения инициативы проведения областного референдума и не менее десяти человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, указанное в пункте 3 статьи 14 Федерального закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы независимо от своей численности.
2. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию области либо в избирательную комиссию муниципального образования, которые со дня обращения инициативной группы действуют в качестве комиссий референдума, с ходатайством о регистрации группы.
3. В ходатайстве инициативной группы должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
5. Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в областную Думу либо в соответствующий представительный орган местного самоуправления;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
6. Областная Дума либо представительный орган местного самоуправления обязаны в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на областной или местный референдум, требованиям статьи 4 настоящего Закона.
7. В соответствии с Федеральным законом областная Дума не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению областного референдума и приложенных к нему документов обязана уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Представительный орган местного самоуправления не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе областную Думу, Губернатора области, избирательную комиссию области.
8. Если областная Дума либо представительный орган местного самоуправления признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 4 настоящего Закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы принимается в течение 15 дней со дня признания областной Думой либо представительным органом местного самоуправления соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 4 настоящего Закона.
9. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией области, выдается инициативной группе и действительно в течение трех месяцев.
10. Если областная Дума либо соответствующий представительный орган местного самоуправления признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 4 настоящего Закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе в регистрации.
11. В случае отказа инициативной группе в регистрации ей выдается решение комиссии, указанной в пункте 2 настоящей статьи, в котором указываются основания отказа.
12. Основанием отказа инициативной группе в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
13. После регистрации инициативной группы могут создаваться иные группы участников референдума, которые регистрируются комиссиями, указанными в пункте 2 настоящей статьи. В качестве указанных групп могут действовать руководящие органы общественных объединений, руководящие органы региональных отделений и иных структурных подразделений общественных объединений, устав которых предусматривает участие в выборах п (или) референдумах, и которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума или на более высоком уровне, не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой о проведении референдума, а также руководящие органы (соответственно уровню референдума) политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий. Порядок регистрации указанных групп устанавливается комиссией, указанной в пункте 2 настоящей статьи.
Положения настоящего Закона, регулирующие деятельность инициативной группы после ее регистрации, ее членов и уполномоченных представителей, распространяются также на иные группы участников референдума, их членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
14. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.
15. Инициативная группа может иметь не более десяти уполномоченных представителей при проведении местного референдума и не более 20 уполномоченных представителей при проведении областного референдума. Уполномоченные представители инициативной группы должны быть незамедлительно зарегистрированы комиссией, указанной в пункте 2 настоящей статьи, на основании письменного заявления инициативной группы.
Статья 7. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума
1. На следующий день после получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи с целью поддержки проведения референдума. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Расходы по сбору подписей осуществляются за счет средств фонда референдума.
Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения областного референдума составляет 30 дней, а в поддержку инициативы проведения местного референдума - 20 дней.
2. В поддержку проведения областного референдума необходимо собрать подписи в количестве, равном двум процентам от числа участников областного референдума, зарегистрированных на территории области.
В поддержку проведения местного референдума необходимо собрать подписи в количестве, равном пяти процентам от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.
3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, изготовленные инициативной группой по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Закону, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум.
4. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
5. В соответствии с Федеральным законом подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
6. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченные представители инициативной группы могут заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума, созданный инициативной группой.
7. После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в комиссию, указанную в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, не позднее 18 часов дня, следующего за днем окончания сбора подписей.
8. Количество представляемых в комиссию, указанную в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, собранных в поддержку проведения референдума подписей участников референдума может превышать их количество, указанное в пункте 2 настоящей статьи, но не более чем на 25 процентов.
9. При приеме документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, комиссия, указанная в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, заверяет каждую папку с подписными листами печатью комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума, а затем выдает инициативной группе подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и подписей, даты и времени приема вышеназванных документов.
10. Комиссия, указанная в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, организует проверку подлинности подписей участников референдума и достоверности сведений о них в подписных листах, собранных в поддержку референдума. При этом проверке подлежат все представленные подписи.