Отведение производственных сточных вод, включая ливневые воды, с территории предприятия обязательно для всех производств, использующих воду в своем технологическом процессе. Водоотведение с обезвреживанием производственных сточных вод обязательно для тех производств, концентрация вредных веществ в которых превышает естественный природный фон в водоприемнике.
Отведение производственных, хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод с их обезвреживанием в городах, населенных пунктах городского типа должно быть централизованным. Нецентрализованное водоотведение допускается при обосновании его целесообразности в соответствующих природных условиях.
Водоотведение в сельских и других малых населенных пунктах решается органами местного самоуправления или отдельными водопользователями, исходя из природных и хозяйственных условий в соответствии с санитарными и природоохранными нормами.
Водоотведение при проведении дренажных работ с целью снижения уровня грунтовых вод при концентрации в них вредных веществ выше, чем в водоприемнике, должно сопровождаться их обезвреживанием.
Метод и технология обезвреживания, категории водоприемника и соответствие природных условий способу водоотведения определяются водопользователем по согласованию с государственными органами контроля.
Статья 23. Экологически безопасное развитие водного хозяйства
Развитие водного хозяйства области обеспечивается на основе реализации областных программ, предшествующих разработкам инвестиционных проектов, технико-экономических обоснований и других предпроектных документов.
Крупные водохозяйственные проекты должны иметь постоянное научное, информационное сопровождение с целью прогнозирования возможных неблагоприятных последствий их осуществления и своевременной разработки компенсационных мер по их снижению.
Строительство и реконструкция объектов межбассейнового перераспределения водных ресурсов должны быть обоснованы технико-экономическими расчетами с учетом согласованного государственными контролирующими органами охраны окружающей среды и водного фонда ущерба, причиняемого территории в результате изменений гидрологического и гидрогеологического режима водных объектов. Эксплуатация систем межбассейнового перераспределения водных ресурсов области может осуществляться на основании утвержденных правил эксплуатации в соответствии с водобалансовыми расчетами.
Создание новых водохранилищ поверхностных вод должно быть обосновано технико-экономическими расчетами, учитывающими ущерб, причиняемый в результате изменения гидрологического режима прилегающей территории.
Гидротехнические сооружения на территории области независимо от формы собственности подлежат декларированию их безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Водохозяйственные организации, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией водохозяйственных объектов, обязаны учитывать в своей деятельности требования экологически безопасного производства подготовки и обработки воды.
Физические и (или) юридические лица могут осуществлять поиск и разведку подземных вод с последующей добычей при условии получения лицензии на пользование недрами с обязательным утверждением эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке и передачей результатов работ в федеральное государственное учреждение «Саратовский территориальный фонд геологической информации».
Предпроектная и проектная подготовка водохозяйственных работ, реализуемая за счет бюджетных средств, должна выполняться в два этапа:
I этап - обоснование инвестиций на проведение работ;
II этап - разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации.
Статья 24. Государственный контроль, надзор и учет в сфере водного хозяйства области
Государственный контроль и учет использования водных объектов осуществляется областным органом управления использованием и охраной водного фонда во взаимодействии с федеральными органами контроля.
Контроль и учет за функционированием водохозяйственных объектов, находящихся в государственной собственности области, ведется органами исполнительной власти области.
Государственный контроль осуществляется за соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации и области, стандартов, нормативов, правил в области использования и охраны водных объектов, имеющих обязательную силу для всех водопользователей при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной водных объектов.
Водопользователи и водопотребители - юридические лица независимо от форм собственности обязаны предоставлять отчетность и информацию государственным органам контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов об объемах и качестве забираемой воды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и уполномоченные в сфере водного хозяйства обязаны периодически проводить инвентаризацию водных и водохозяйственных объектов.
Статья 25. Промышленное и сельскохозяйственное водоснабжение
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия обязаны принимать меры по снижению технологически не обоснованных потерь воды, совершенствовать технологические процессы основного производства, применять безводные и маловодные технологии, создавать высокоэффективные системы водоочистки.
Промышленные предприятия, использующие воду в технологическом процессе, должны поэтапно перейти с прямоточных на повторно-последовательные, смешанные, замкнутые и оборотные системы технического водоснабжения.
Статья 26. Гидромелиорация земель
Гидромелиорация земель осуществляется для улучшения водного режима почв в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированных урожаев сельскохозяйственных культур.
Использование водных объектов, находящихся в государственной собственности области, для гидромелиорации земель определяется областным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Государственное управление водохозяйственными объектами государственной собственности области, используемыми для гидромелиорации земель, осуществляется уполномоченным Правительством области органом.