Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения относится к наиболее важным государственным задачам, от решения которых зависит здоровье и благополучие всего населения области.
Централизованные системы водоснабжения являются основными в обеспечении установленного режима подачи питьевой и хозяйственно-бытовой воды физическим и юридическим лицам на территории области.
Собственники или другие пользователи централизованных, нецентрализованных и локальных систем водоснабжения осуществляют эксплуатацию систем самостоятельно либо на основе договоров.
Организации водоснабжения, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, обязаны выполнять все технологические условия подачи воды потребителям, отвечающей требованиям государственного стандарта качества, требованиям санитарных норм и правил по всем показателям, а также осуществлять с этой целью предусмотренный производственный и технологический контроль качества воды.
Нецентрализованные системы водоснабжения применяются в малых населенных пунктах или параллельно с централизованными системами для водоснабжения населения питьевой водой улучшенного качества, для повышения надежности водоснабжения в аварийных ситуациях и гарантированного питьевого водоснабжения.
Собственники нецентрализованных и локальных систем водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, обязаны поддерживать системы в состоянии, обеспечивающем получение воды нормативного качества, а также осуществлять контроль качества воды.
Собственники систем централизованного водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, обязаны принимать меры по ликвидации сверхнормативных потерь воды, организации раздельных систем питьевого, хозяйственно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения.
Организации водопотребителей и отдельные водопотребители принимают меры по снижению потерь воды внутридомовых систем, устанавливают приборы учета расхода воды.
Органы местного самоуправления реализуют программные мероприятия по общественным централизованным и нецентрализованным системам отведения хозяйственно-бытовых сточных вод на территории муниципальных образований в соответствии с генеральными планами развития населенных пунктов.
Правительство области реализует программные мероприятия по организации производства необходимого оборудования, конструкций и материалов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоотведения на промышленных предприятиях области.
В планы социально-экономического развития области включаются мероприятия по питьевому водоснабжению детских, медицинских и учебных заведений, предприятий пищевой промышленности и объектов общественного питания.
Статья 17. Безопасность питьевого водоснабжения
Безопасность питьевого водоснабжения обеспечивается выполнением организационно-технических мероприятий по повышению технологической надежности систем питьевого водоснабжения.
Пресные подземные воды имеют приоритетное значение в питьевом водоснабжении населения области.
Правительство области и органы местного самоуправления:
поэтапно проводят политику снижения и ликвидации загрязнения водосборной площади на территории области, влияющего на состояние водных объектов - источников питьевого водоснабжения;
способствуют реализации программ очистки сточных вод и технологических процессов водоочистки;
реализуют комплекс водохозяйственных программных мероприятий по обустройству водоохранных зон, выносу за их пределы и ликвидации очагов загрязнения водных объектов - источников питьевого водоснабжения.
Органы управления водным хозяйством области и органы местного самоуправления с целью снижения и поэтапной ликвидации негативного техногенного и антропогенного воздействия на поверхностные и подземные водные объекты проводят инвентаризацию источников загрязнения поверхностных и подземных вод, водоохранных зон. В областные целевые программы включаются мероприятия поэтапного снижения и ликвидации причин загрязнения бассейна водных объектов.
Органы местного самоуправления, владельцы централизованных, нецентрализованных и локальных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения принимают меры по защите воды от загрязнения путем устройства водоохранных зон, зон санитарной охраны водопроводных сооружений, содержанию в надлежащем состоянии транспортных средств, водопроводных сооружений и разводящих систем.
Зоны санитарной охраны и водоохранные зоны устанавливаются на всех источниках для централизованных, нецентрализованных и локальных систем питьевого водоснабжения независимо от форм собственности.
Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение режима в зонах санитарной охраны осуществляется собственником и эксплуатирующей организацией сооружений водопровода, а также лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории зон санитарной охраны.
Надзор за выполнением комплекса мероприятий и соблюдением режима в зонах санитарной охраны и водоохранных зонах осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, восстановления, использования и охраны природных ресурсов.
Статья 18. Источники питьевого водоснабжения
Использование в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения защищенных от загрязнения подземных вод, подрусловых вод, систем искусственного пополнения запасов подземных вод, подземных вод, не имеющих непрерывных водонепроницаемых слоев, а также поверхностных вод - при исчерпании ресурсов подземных вод, является приоритетным и осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.
Если использование водных объектов вызывает ухудшение качества или истощение источников водоснабжения, водопользование, не связанное с питьевым водоснабжением, ограничивается либо запрещается.
С целью ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий чрезвычайных ситуаций на территории области на базе защищенных от загрязнения подземных вод создаются резервные источники питьевого водоснабжения.
Статья 19. Государственные гарантии обеспечения питьевой водой