РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
Саратовской области
(с изменениями на 25 ноября 2002 года)
принят Саратовской областной Думой
19 июля 2000 года
___________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области
от 01.02.2005 N 2-ЗСО
___________________________
____________________________________________________________________
В тексте Закона учтены изменения и дополнения, внесенные:
Законом Саратовской области от 29.07.2002 № 89-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО.
____________________________________________________________________
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере водопользования, направлен на создание благоприятных условий для проживания и здоровья населения области, обеспечение рационального использования и охраны водных ресурсов.
Безопасность питьевого водоснабжения - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение подачи питьевой воды в условиях мирного времени и чрезвычайных ситуаций.
Водное хозяйство - комплекс природо-хозяйственных, организационно - технических систем и сооружений водных и водохозяйственных объектов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства области в воде, обеспечивающих защиту от вредного воздействия вод, охрану и восстановление водных экосистем.
Водоотведение - деятельность физических и юридических лиц, связанная с приемом (сбросом), отведением, очисткой сточных вод.
Водоохранная зона - территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водного объекта, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира.
Водопользование - деятельность физических и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов.
Водопользователь - физическое или юридическое лицо, которому предоставлен в пользование водный объект. В отношении подземных водных объектов водопользователь одновременно является недропользователем.
Водопотребление - деятельность физических и юридических лиц, связанная с получением воды от водопользователей.
Зона санитарной охраны - территория, акватория, включающая источник водоснабжения, водозаборные и водоочистные сооружения, водопроводы, состоящая из трех поясов, на которых устанавливается особый санитарно-гигиенический режим хозяйственной деятельности и охраны вод от загрязнения и засорения.
Источник питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения - водный объект (или его часть), отвечающий установленным требованиям и использующийся для забора воды.
Локальная система водоснабжения - устройства и сооружения для забора и обработки воды с подачей (без подачи) ее к месту использования, находящиеся в пользовании физических и юридических лиц (для отдельного дома, фермерского хозяйства, дачного участка, предприятия, учреждения или иного отдельного объекта).
Нецентрализованная система водоснабжения - устройства или сооружения (каптаж родника, скважина, водоочистная установка и другие) для забора и (или) подготовки высококачественной воды без подачи ее к местам общего пользования физическими и (или) юридическими лицами.
Питьевая вода - вода по своему качеству в естественном состоянии или после ее обработки, отвечающая нормативным требованиям, предназначенная для питьевых нужд человека, обработки и приготовления пищи и пищевых продуктов, для личной гигиены или в аналогичных целях.
Питьевая вода улучшенного качества - вода, отвечающая специальным нормативным требованиям.
Питьевое водоснабжение - деятельность физических и юридических лиц, направленная на обеспечение потребностей населения в питьевой воде.
Промышленное водоснабжение - производственное водоснабжение промышленных предприятий, используемое в технологическом процессе.
Сельскохозяйственное водоснабжение - производственное водоснабжение сельскохозяйственных предприятий, включающее водоснабжение для целей мелиорации земель.
Хозяйственно-бытовое водоснабжение - деятельность физических и юридических лиц, направленная на обеспечение водой хозяйственных и бытовых нужд населения.
Централизованная система водоснабжения - комплекс устройств и сооружений для забора, подготовки, хранения воды, ее подачи к местам общего пользования физическими и (или) юридическими лицами.
Статья 2. Основные принципы правового регулирования водных отношений
Правовое регулирование водных отношений в области осуществляется на принципах:
(абзац второй предыдущей редакции исключен Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО)
государственного контроля и регулирования вопросов питьевого водоснабжения, водопользования и водопотребления;
учета и платности водопользования;
устойчивого и сбалансированного развития экономики и улучшения состояния природных водных объектов;
применения административных и экономических санкций за загрязнение водоисточников, поощрения и стимулирования деятельности по сохранению и восстановлению источников питьевого водоснабжения, по подготовке качественной питьевой воды, по использованию безотходных технологий, эффективной очистке сточных вод;
доступности информации о состоянии водных объектов и качестве питьевой воды для населения области, участия общественности и организаций в процессе принятия решений по вопросам питьевого водоснабжения и водохозяйственного строительства.
Статья 3. Цели водного законодательства области
Целями водного законодательства области является правовое регулирование:
государственного управления использованием водных объектов, управления водохозяйственной деятельностью;
питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения и водоотведения, защиты от вредного воздействия вод, удовлетворения потребности в воде промышленности и сельского хозяйства, рыборазведения, гидроэнергетики;
хозяйственно-экономической деятельности в сфере водопользования, водопотребления, водоотведения;
предоставления государственных гарантий удовлетворения потребностей населения в воде, надежного и безопасного питьевого водоснабжения;
процессом возобновляемости водных ресурсов;
инновационным и инвестиционным процессами.
Статья 4. Полномочия областной Думы в сфере регулирования водных отношений
К полномочиям областной Думы в сфере регулирования водных отношений относятся:
принятие законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения на территории области;
(абзац третий предыдущей редакции исключен Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО)
утверждение ставок платы за пользование водными объектами;
установление льгот по взиманию платы за водопользование и водопотребление в части платежей в областной бюджет;
утверждение порядка пользования участками недр местного значения (абзац с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО. См. предыдущую редакцю);
иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 5. Полномочия Правительства области в сфере регулирования водных отношений
К полномочиям Правительства области в сфере регулирования водных отношений относятся:
утверждение перечня водных объектов, отнесенных к государственной собственности области, размеров и границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режима их использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абзац дополнительно включен Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО);
обеспечение состояния защищенности водных экосистем, устранение вредного воздействия вод на территории области, экологически безопасного функционирования водохозяйственных сооружений государственной собственности области;
восстановление и охрана водных объектов государственной собственности области, определение приоритетности использования водных объектов;
решение проблемы обеспечения водными ресурсами каждого населенного пункта, включая поиск и разведку подземных водных объектов, средства доставки и аккумуляции воды (групповых межрайонных водоводов, межрайонных оросительно-обводнительных каналов, водохранилищ комплексного назначения);
контроль за соблюдением действующих нормативных правовых актов области;
организация производства оборудования и материалов для нужд водного хозяйства на промышленных предприятиях области, включая установки контейнерного типа;
участие в разработке и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории области;
проведение областной водохозяйственной политики, организация научно-технических разработок по водному хозяйству, использование научно-технического потенциала предприятий области для решения водохозяйственных проблем;
объявление водных объектов или их частей, расположенных на территории области, зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического бедствия;
разработка, утверждение и реализация областных программ восстановления, рационального использования и охраны водных ресурсов, питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и водоотведения, защиты от вредного воздействия вод, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения, гидромелиорации земель;
государственное управление водохозяйственными объектами, восстановлением, использованием, охраной водных объектов, относящихся к государственной собственности области;
внесение на утверждение в областную Думу тарифных ставок оплаты за пользование водными объектами в зависимости от вида пользования, состояния водных объектов, местных условий водообеспеченности, по категориям плательщиков в пределах, установленных федеральным законодательством;
осуществление эффективной ценовой и тарифной политики в водоснабжении и водоотведении, исходя из качества воды, объемов потребления и водоотведения, фактических затрат на водоподготовку, транспортировку воды;
финансовое обеспечение функционирования водных и водохозяйственных объектов государственной собственности области;
целевое использование средств областного бюджета, выделяемых по водным ресурсам на финансирование восстановления и охраны водных объектов (абзац с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО. См. предыдущую редакцию);
установление лимитов водопользования по водным объектам, находящимся в государственной собственности области;
государственный контроль за геологическим изучением и разведкой подземных водных объектов, за рациональным использованием и охраной водных ресурсов области;
проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов на территории области;
установление режимов наполнения и сброса воды в водохранилищах, пропуска паводковых вод на водных объектах, находящихся в государственной собственности области;
определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в государственной собственности области, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны;
осуществление функций заказчика водохозяйственных работ, выполняемых за счет средств областного бюджета;
предотвращение загрязнения бассейна поверхностных и подземных водных объектов, находящихся на территории области;
(абзац двадцать третий предыдущей редакции исключен Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО)
иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере водного хозяйства
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере водного хозяйства относятся:
обеспечение населения муниципального образования питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением и водоотведением, питьевой водой улучшенного качества;
владение, пользование и распоряжение водными и водохозяйственными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
разработка, утверждение, финансирование и реализация муниципальных программ по организации, содержанию и развитию систем водоснабжения, водоотведения, контролю качества воды;
участие в разработке областных программ восстановления, рационального использования и охраны водных объектов, финансовое обеспечение функционирования муниципальных водных объектов;
формирование целевого муниципального водохозяйственного фонда развития и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, создание резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;