Социальная норма площади жилья - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсации (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Эта норма эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, уменьшать которую запрещается.
Нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища, а также имеющие жилое помещение, но нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Фондораспорядитель - это соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.
Наймодатель - это жилищно-эксплуатационная организация, предоставляющая жилое помещение владельцу ордера и заключающая с ним договор на условиях найма. При отсутствии на предприятии жилищно-эксплуатационной организации наймодателем выступает само предприятие.
Наниматель - это гражданин, на имя которого выдан ордер и с кем наймодатель заключает договор.
Статья 2. Действие настоящего Закона в пространстве и по кругу лиц
Настоящий Закон устанавливает единые по Саратовской области порядок учета нуждающихся в получении жилья и условия предоставления жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов на условиях найма и аренды, обязательные для исполнения всеми органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями, расположенными на территории области.
Статья 3. Обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в жилищной сфере
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обеспечивают:
- порядок учета жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов;
- условия и порядок принятия граждан на учет, распределения и предоставления им жилых помещений по договорам найма или купли-продажи;
- доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья и осуществимость получения конкретных коммунальных услуг, а также возможность кредитной поддержки граждан и предоставления налоговых льгот при строительстве, приобретении жилья;
- жилищное строительство за счет государственных и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях найма, купли-продажи, в том числе с учетом льгот, предусмотренных жилищным законодательством для отдельных категорий граждан;
- предоставление, продажу в установленном земельным законодательством порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией;
- содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
- возможность получения налоговых и финансово-кредитных льгот предприятиями, учреждениями, организациями, предпринимателями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
- поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства;
- правовое регулирование деятельности субъектов в жилищной сфере (нанимателей и наймодателей, арендаторов и арендодателей, собственников недвижимости в жилищной сфере);
- контроль за исполнением жилищного законодательства;
- право граждан, юридических лиц в домах всех форм собственности участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих прав в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций.
Представительные органы местного самоуправления, исходя из соотношения на территории муниципального образования количества граждан, включенных в отдельные списки, и количества граждан, стоящих в общем списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяют количество жилой площади, выделяемой для предоставления помимо общей очереди для категорий нуждающихся, перечисленных в статьях 36 и 37 настоящего Закона, и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.
Количество жилой площади, выделяемой для этих целей, не может превышать 40 процентов от общего количества распределяемой жилой площади.
Статья 4. Способы удовлетворения жилищных потребностей граждан
На условиях найма предоставляются жилые помещения в жилищном фонде социального использования в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в соответствии с размером общей площади жилья, установленной статьей 44 настоящего Закона. По договорам купли продажи гражданам передаются жилища в домах названных жилищных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области (статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 19.12.2003 № 83-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Статья 5. Права членов ЖСК (ЖК) и граждан-собственников жилых помещений на улучшение жилищных условий
Нуждающиеся в предоставлении жилья члены жилищных и жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилые дома (жилые помещения) на праве собственности, и члены их семей, проживающие в этих жилых помещениях, обеспечиваются жильем на общих основаниях в соответствии с настоящим Законом.