Действующий

О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 декабря 2010 года N 3095 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие педагогического потенциала" на 2011 год"


I. Характеристика проблемы, решение которой
осуществляется путtм реализации Программы


В образовательных учреждениях города трудится 14554 работника, из них 8749 - педагогические кадры. Возраст подавляющего большинства педагогов 30-55 лет - 5097 человек (67%), педагогов до 30 лет - 1334 (15%), старше 55 лет - 1254 (15%). Молодых специалистов в образовательных учреждениях города - 351 педагог (3,9%). За три года в образовательные учреждения города было трудоустроено 325 молодых специалистов, 205 из них работают по сегодняшний день, однако, число выбывших молодых педагогов за три года составило 120 человек. Средний возраст педагогических работников составляет 42 года, поэтому можно сделать вывод о том, что продолжается процесс старения педагогических кадров. Сохраняется дефицит молодых кадров в системе образования города, особенно в дошкольных образовательных учреждениях. В летний период 2010 года 63% от общего числа вакансий приходилось на дошкольные образовательные учреждения. Проведенный мониторинг возраста активности педагогов показал, что наиболее активна категория педагогов в возрасте до 45 лет, поэтому изменения, которые происходят в сфере образования, могут быть реализованы только молодыми и стремящимися к новому педагогами. Для того, чтобы решать данную проблему, заинтересовать и сохранить молодых специалистов в школах и детских садах, Программой предусмотрены профориентационный марафон для студентов ВУЗов и круглый стол "Я - молодой талант" по проблемам молодых педагогов, начинающих трудовую деятельность, а также участие в профессиональных конкурсах и фестивалях, направленных на развитие творческого роста.

В 2011 году начинается введение в общеобразовательных учреждениях новых государственных образовательных стандартов. Меняется роль и функции педагога в образовательном процессе, делается акцент на социализацию обучающихся и их умение применять знания в реальной жизни. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" особая роль отводится педагогам дополнительного образования как организаторам внеурочной занятости ребенка. Общеобразовательным учреждениям предстоит сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Потребуется определить направленность кружков и секций, востребованных обучающимися и их родителями. Для того, чтобы педагогам дополнительного образования заявить о себе, проявить талант, педагогическое мастерство и показать используемые методики, Программой запланирован конкурс среди педагогов учреждений дополнительного образования "Радость творчества".

Достижение цели Программы - стимулирование непрерывного профессионального роста, повышение самосознания педагогов возможно только при гарантированном финансировании системы городских мероприятий, моральной и материальной заинтересованности педагогов. Для этого Программой запланирован ряд конкурсов профессионального мастерства, стимулирующих развитие творческого и профессионального потенциала педагогов, изменение самосознания и появление стремления к движению вперед. На протяжении почти 10 лет проводится конкурс профессионального мастерства "Учитель года", который позволяет повысить профессиональный уровень учителей общеобразовательных школ. В 2010 году впервые в Год учителя проведен конкурс профессионального мастерства "Воспитатель года", который позволил работникам дошкольных образовательных учреждений заявить о себе.

Модернизация системы образования затрагивает не только учителей и воспитателей образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, но и всех участников образовательного процесса. Однако основной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, является неосведомленность родителей и общественности о процессах, происходящих в образовании. Для решения данной проблемы Программой запланировано проведение конференций с приглашением родительской общественности и средств массовой информации.

Для качественного методического сопровождения педагогов при внедрении новых государственных образовательных стандартов и изменений в сфере образования необходимо участие Методистов и Специалистов в работе форумов, конференций, семинаров, курсов регионального и всероссийского уровней с последующим изданием методических рекомендаций и выступлением на городской научно-методической конференции, что возможно при реализации Программы.