Недействующий


САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

31.01.2008 N 24-231


О муниципальной целевой Программе
"Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях города Саратова на 2008-2010 годы"

______________________________
Отменен на основании
постановления администрации
муниципального образования "Город Саратов"
от 16.12.2009 N 1659

______________________________

____________________________________________________
Приостановлено действие на 2009 год на основании
решения Саратовской городской Думы от 19.12.2008 N 34-379.
____________________________________________________

     


В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании статьи 24 Устава города Саратова

Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Принять муниципальную целевую Программу "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях города Саратова на 2008-2010 годы" (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения.

Глава муниципального
образования "Город Саратов"
О.В. Грищенко

Верно
Начальник отдела по организации деятельности городской Думы
М.В. Болтухина

Приложение
к решению Саратовской
городской Думы
от 31.01.2008 N24-231

     
Муниципальная целевая Программа "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях города Саратова на 2008-2010 годы"


Паспорт программы

Наименование программы

Муниципальная целевая Программа "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях города Саратова на 2008-2010 годы" (далее - Программа).

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее принятия

Решение о разработке Программы принято 16.05.2007 года.
Программа принята решением Саратовской городской Думы от 31.01.2008 N 24-231

Основание для разработки программы

Главы 33-36 Трудового кодекса Российской Федерации;

решение постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения Саратовской городской Думы (протокол от 16.05.2007 N27).

Заказчик программы

Администрация города Саратова

Основные разработчики программы

Комитет по труду и социальному развитию администрации г. Саратова.

Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели

Цели Программы:

- создание на предприятиях, в организациях и учреждениях города, прежде всего, в муниципальных, условий и охраны труда, соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях города, прежде всего, в муниципальных;

- повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий правового, организационного, социально-экономического и информационного характера.

Задачи Программы:

- совершенствование социального партнерства в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- координация деятельности органов местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзных организаций города по вопросам охраны труда;

- повышение профессиональной подготовки руководителей и специалистов муниципальных учреждений города по охране труда;

- профилактика профзаболеваемости и производственного травматизма;

- увеличение количества аттестованных рабочих мест с вредными условиями труда в муниципальных учреждениях города. Важнейшие целевые показатели:

- создание на муниципальных предприятиях и учреждения города с численностью более 50 работающих служб охраны труда или введение должностей специалистов по охране труда;

- обучение ежегодно не менее 6 руководителей и 20 специалистов муниципальных учреждений по вопросам охраны труда;

- содействие аттестации ежегодно не менее 100 рабочих мест с вредными условиями труда в муниципальных учреждениях города;

- охват работников муниципальных предприятий и учреждений города, работающих во вредных условиях труда, медицинскими осмотрами не менее, чем на 95,0% от численности списочного состава.

Сроки и этапы реализации программы

Программа будет реализовываться в течение 2008-2010 годов в 3 этапа:

I этап - 2008 год;

II этап - 2009 год;

III этап-2010 год.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Мероприятия по совершенствованию работы в сфере социального партнерства по вопросам охраны труда;

- организационные мероприятия по улучшению охраны труда;

- организация обучения руководителей и специалистов муниципальных предприятий и учреждений по вопросам охраны труда;

- мероприятия по проведению информационной работы и взаимодействию со СМИ.

Исполнители программы

Комитет по труду и социальному развитию администрации г. Саратова, администрации районов г. Саратова, управление Роспотребнадзора по Саратовской области (по согласованию), государственная инспекция труда в Саратовской области (по согласованию), комитет здравоохранения администрации г. Саратова, координационный Совет профсоюзных организаций города (по согласованию).

Объемы и источники финансирования программы

Объем финансирования мероприятий Программы из городского бюджета составляет 1,6 млн. руб. (2008 год - 350 тыс. руб., 2009 год - 500 тыс.руб., рублей, 2010 год - 750 тыс. руб.)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности

Реализация Программы позволит:

- обеспечить условия и охрану труда на предприятиях и в организациях города, соответствующие государственным нормативным требованиям по охране труда;

- обеспечить величину индекса числа пострадавших с утратой трудоспособности на 1 и более рабочих дней и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих ежегодно не выше 2,3.

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за исполнением Программы осуществляют: администрация города Саратова, Саратовская городская Дума, городская межведомственная комиссия по охране труда.

     

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов государственной власти области, местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов.

Неблагоприятные условия труда, подрывающие здоровье работников в процессе трудовой деятельности, производственный травматизм и профессиональные заболевания входят в ряд важнейших факторов, сокращающих продолжительность жизни населения города.

По данным государственного комитета статистики по Саратовской области в 2006 году состояние условий и охраны труда на многих предприятиях и организациях города оставалось неудовлетворительным. На предприятиях г. Саратова в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся около 25,7 тыс. человек или 17,3% от общей численности занятых добычей полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, строительстве, на транспорте и связи. Из общего числа лиц, подверженных профессиональному риску, из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм в обследованных отраслях экономики 15,5 тыс. человек испытывали воздействие повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука; 4,7 тыс. человек подвергались повышенному уровню вибрации; 3,2 тыс. человек работали при повышенной запыленности воздуха рабочей зоны, 3,4 тыс. человек - при повышенной загазованности воздуха рабочей зоны.

В 2006 году в г. Саратове зарегистрировано 57 случаев производственного травматизма с тяжелым и 21 случай со смертельным исходом (в 2005 году - 72 и 20 соответственно). Уровень травматизма составил 1,8 пострадавших на 1000 работающих.

Тенденцию роста случаев производственного травматизма и профзаболеваний преодолеть пока не удается. Число несчастных случаев со смертельным исходом в первом полугодии 2007 года по оперативным данным не снизилось и составило 10 случаев.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, соблюдению требований норм и правил охраны труда, исключающих возможные риски при проектировании оборудования и технологических процессов.

За 2006 год по г. Саратову было зарегистрировано 30 случаев профзаболеваний. Причиной многих из них являются неблагоприятные (вредные) условия труда. Значительная роль в профилактике профессиональных заболеваний принадлежит качеству медицинских осмотров работающих во вредных условиях труда. Охват работников медицинскими осмотрами в предыдущем году составил 92%.

Наряду с техническими причинами несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, около половины случаев связаны с организацией труда. Это: неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест; допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда; нарушение трудовой и производственной дисциплины.

В этих условиях сбалансированное решение организационных и технических вопросов охраны труда возможно в рамках городской программы улучшения условий и охраны труда работающих на предприятиях, расположенных на территории города.

Созданию безопасных условий труда для работников предприятий и организаций города способствует деятельность городской и районных межведомственных комиссий по охране труда. За 2006 год было проведено 11 заседаний комиссий, 2 заседания круглого стола, 2 семинара, 6 вопросов было заслушано на постоянно-действующих совещаниях при главах администраций. В данных мероприятиях приняло участие свыше тысячи представителей от 400 предприятий и организаций города.

В организациях, занимающихся обучением по вопросам охраны труда, в 2006 году прошли обучение более трех тысяч руководителей и специалистов.

Новая редакция Трудового кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 6 октября 2006 года, ужесточает требования к состоянию условий и охраны труда. В частности, предусматривается создание работодателем службы охраны труда или введение должности специалиста в организациях с численностью более 50 работников (ранее норматив был 100 и более человек).

Основанием для разработки Программы являются главы 33-36 Трудового кодекса Российской Федерации, решение постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения Саратовской городской Думы (протокол от 16.05.2007 N 27).

Раздел 2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Цели Программы:

- создание на предприятиях, в организациях и учреждениях города, прежде всего, в муниципальных, условий и охраны труда, соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях города, прежде всего, в муниципальных;

- повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий правового, организационного, социально-экономического и информационного характера.

Задачи Программы:

- совершенствование социального партнерства в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- координация деятельности органов местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзных организаций города по вопросам охраны труда;

- повышение уровня профессиональной подготовки руководителей и специалистов муниципальных учреждений по охране труда;

- профилактика профзаболеваемости и производственного травматизма;

- увеличение количества аттестованных рабочих мест с вредными условиями труда в муниципальных учреждениях города.

Важнейшие целевые показатели:

- создание на муниципальных предприятиях и в учреждениях города с численностью более 50 работающих служб охраны труда или введение должностей специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку;

- обучение ежегодно не менее 6 руководителей и 20 специалистов муниципальных учреждений по вопросам охраны труда;

- содействие аттестации ежегодно не менее 100 рабочих мест с вредными условиями труда в муниципальных учреждениях города;

- охват работников муниципальных предприятий и учреждений города, работающих во вредных условиях труда, медицинскими осмотрами не менее, чем на 95,0% от численности списочного состава.

Реализация Программы осуществляется с 2008 по 2010 годы.

I этап - 2008 год;

II этап - 2009 год;

III этап -2010 год.

Раздел 3. Система программных мероприятий

N п.п.

Наименование мероприятия

Исполнители

Срок исполнения, годы

Объем финансирования по годам (тыс. руб.)

Ожидаемые результаты









2008

2009

2010



1

2

3

4

5

6

7

8

Совершенствование работы в сфере социального партнерства по вопросам охраны труда

Проведение совместных проверок по обследованию предприятий, учреждений и организаций г. Саратова по выполнению требований ТК РФ

Комитет по труду и социальному развитию, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, государственная инспекция труда в Саратовской области, координационный совет профсоюзных организаций города

2008-2010 гг.
постоянно

*1

*1

*1

Обеспечение контроля за соблюдением требований ТК РФ в области охраны труда согласно статье 365 ТК РФ

2.

Обеспечение участников заседаний городской и районных межведомственных комиссий по охране труда материалами по результатам проверок состояния условий и охраны труда конкретных отраслей или групп предприятий

Комитет по труду и социальному развитию администрации города

2008-2010

гг. ежеквартально

17

18

18,9

Координация деятельности заинтересованных ведомств по контролю за состоянием охраны труда в конкретных отраслях или группах предприятий

3.

Проведение смотра-конкурса разделов коллективных договоров по охране труда и соглашений по охране труда на муниципальных предприятиях, в учреждениях города

Комитет по труду и социальному развитию администрации города

2008-2010 гг.

постоянно

54

57,1

59,9

Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях города

4.

Отчет о выполнении плана мероприятий трехстороннего Соглашения между администрацией г. Саратова, координационным советом профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области по вопросам охраны труда

Комитет по труду и социальному развитию администрации города, координационный Совет профсоюзных организаций города

2008-2010 гг.

1 раз в год

*1

*1

*1

Информирование администрации города, представителей сторон социального партнерства о состоянии условий и охраны труда, профессиональной заболеваемости и производственном травматизме на предприятиях и учреждениях города

Организационные мероприятия по охране труда

5.

Проведение выездных совещаний, семинаров-совещаний и заседаний в форме круглого стола по вопросам охраны труда

Комитет по труду и социальному развитию администрации города

2008-2010 гг. по мере необходимости

*1

*1

*1

Повышение эффективности работы в области охраны труда

6.

Проведение тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда; награждение Почетными грамотами ценными подарками, призами лучших специалистов в области охраны труда; проведение выставки спецодежды и иных средств индивидуальной защиты

Комитет по труду и социальному развитию администрации города,

администрации районов города, работодатели

2008-2010 гг. ежегодно, апрель

54

57,1

59,9

Привлечение внимания работодателей к вопросам охраны труда

7.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда аккредитованными специализированными лабораториями на муниципальных унитарных предприятиях и в учреждениях города*2

Работодатели, комитет по труду и социальному развитию администрации города

2008 г. -

50 раб. мест;

2009 г. -

75 раб. мест; 2010 г. -125 раб. мест

100

167,1

309,4

Улучшение условий труда на муниципальных предприятиях и в учреждениях города, приведение рабочих мест в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, уменьшение количества предписаний от контрольно-надзорных органов, увеличение числа аттестованных рабочих мест с вредными условиями труда на муниципальных предприятиях и учреждениях города

Организация обучения руководителей и специалистов по вопросам охраны труда

Обучение руководителей и специалистов муниципальных предприятий и учреждений города по охране труда в специализированных обучающих организациях*3

Руководители муниципальных учреждений, Комитет по труду и социальному развитию администрации города

2008 г. - 26 чел.;

2009 г. -41 чел.;

2010 г.-62 чел.

100

171,6

264

Укомплектование служб охраны труда квалифицированными специалистами, повышение уровня знаний в области охраны труда, увеличение количества специалистов по охране труда, имеющих специальную подготовку на муниципальных предприятиях города

Формирование банка данных по вопросам охраны труда

9.

Создание банка данных:

- о наличии на предприятиях, в учреждениях и организациях города служб по охране труда;

- по аттестации рабочих мест по условиям труда;

- по действующим центрам и комбинатам, производящим обучение и проверку знаний по охране труда.

Комитет по труду и социальному развитию администрации города

2008-2010 гг.

постоянно

*1

*1

*1

Осуществление контроля за наличием служб охраны труда или освобожденных специалистов по охране труда, проведением аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях города, прежде всего, муниципальных.

Информационная работа, взаимодействие со СМИ

10.

Подготовка информационных материалов в помощь организаторам работы по охране труда, выпуск тематических буклетов по вопросам охраны труда, публикаций в средствах массовой информации города

Комитет по труду и социальному развитию администрации города, администрации районов города.

2008-2010 гг.

постоянно

25

29,1

37,9

Повышение заинтересованности работодателей к вопросам охраны труда на предприятиях, предоставление руководителям и специалистам предприятий и учреждений максимально полных сведений по вопросам охраны труда

Работа по профилактике профессиональных заболеваний

11.

Содействие организации предварительных и периодических медицинских осмотров работников предприятий, учреждений и организаций

Комитет здравоохранения администрации города, работодатели

2008-2010 гг.

постоянно

*1

*1

*1

Предупреждение и снижение уровня профессиональной заболеваемости на предприятиях города

______

*1 - финансирование мероприятия осуществляется за счет собственных средств соисполнителей Программы

*2 - аттестация рабочих мест с вредными условиями труда на муниципальных предприятиях осуществляется за счет их собственных средств и в графе финансирования не учитывается

*3 - обучение руководителей и специалистов муниципальных унитарных предприятий осуществляется за счет их собственных средств и в графе финансирование не учитывается

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»