САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
26.12.2005 N 69-665
О муниципальной целевой Программе социальной поддержки населения города Саратова на 2006 год
(с изменениями на 31 января 2007 года)
____________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 30.10.2008 N 32-360
в связи с выполнением
____________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 31.01.2007 N 14-119 .
_______________________________________________________________
В соответствии со статьей 20 Устава города Саратова Саратовская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять муниципальную целевую Программу социальной поддержки населения города Саратова на 2006 год (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения.
Мэр города -
глава городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко
Приложение
к решению
Саратовской городской Думы
от 26.12.2005 N 69-665
Наименование программы | Муниципальная целевая Программа социальной поддержки населения города Саратова на 2006 год. |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее принятия | Программа разработана 09.09.2005 года, принята решением Саратовской городской Думы от __________N _________ |
Заказчик программы | Администрация города Саратова |
Основные разработчики программы | Комитет по труду и социальному развитию администрации города Саратова |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Цель - эффективная поддержка населения в дополнение к мерам, обеспеченным действующим федеральным и областным законодательством. |
Сроки и этапы реализации программы (подпрограммы) | 2006 год |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | - материальная помощь заявителю (нуждающимся семьям или одиноко проживающему гражданину); |
Исполнитель программы | Комитет по труду и социальному развитию, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Саратова, ГУ "Центр занятости населения" районов города. |
Объемы и источники финансирования | 30252,8 тыс. руб. из средств бюджета города |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Реальная поддержка более 50 тыс. социально незащищенных семей |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют органы финансового контроля города в установленном порядке. |
Согласно статистическим данным, в городе насчитывается около 50 тысяч семей, которые нуждаются в социальной поддержке. Это граждане, испытывающие трудности в поиске работы (инвалиды; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие матери, многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации во время Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые); неполные, опекунские семьи; семьи с детьми- инвалидами; семьи военнослужащих, погибших в результате военных конфликтов; ветераны труда; труженики тыла; ветераны ВОВ; пенсионеры, получающие пенсии в размере не более 1,5 размера прожиточного минимума в расчёте на душу населения по Саратовской области, установленного на момент обращения и др.
Мероприятия муниципальной целевой Программы социальной поддержки населения города Саратова на 2006 год (далее - Программа) являются дополнительными мерами социальной помощи к установленным федеральным и областным законодательством социальным пособиям и льготам. Данная Программа не предполагает подмены предусмотренных законодательством Российской Федерации и Саратовской области видов социальной поддержки социально незащищенных граждан.
Наиболее острыми социальными проблемами в городе являются: реформирование жилищно-коммунального комплекса, когда оплата за жилье и коммунальные услуги составляет 100% от экономически обоснованных тарифов и значительно возрастает нагрузка на семейный бюджет при оплате жилищно-коммунальных услуг; пассивность участия в функционировании системы социальной защиты институтов гражданского общества, самого населения; неразвитость социальной самопомощи и взаимной поддержки граждан; отсутствие обоснованных критериев и норм предоставления социальной помощи, также требующих поиска новых адекватных решений.
Отсюда исключительно важными и актуальными становятся, во-первых, закрепление позитивных результатов предыдущей Программы, во-вторых, совершенствование форм и методов работы в соответствии со сложившимися современными реалиями, в-третьих, поиск новых нестандартных подходов решения задач социальной защиты населения г. Саратова, что должно быть реализовано в новой Программе адресной социальной защиты населения в 2006 году.
В настоящее время на территории города действует ряд нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих оказание социальной поддержки населению. Льготы предоставляются муниципальными предприятиями и учреждениями различной структурной принадлежности, а именно: муниципальное предприятие банно-прачечного хозяйства, детские сады, муниципальные учреждения культуры, музыкальные школы и другие. Полная база данных о совокупности мер социальной поддержки населения г. Саратова отсутствует.
Необходимо сформировать полный перечень мер социальной поддержки оказываемых органами местного самоуправления, базу данных о её получателях, обеспечить максимальную прозрачность прохождения финансовых потоков при финансировании льгот.
Организация занятости детей и подростков, в том числе как элемент организации отдых детей в каникулярный период, в настоящее время является одной из наиболее острых социальных проблем. Обострение демографической ситуации, высокий уровень детской беспризорности и безнадзорности требуют поиска новых путей развития системы трудоустройства несовершеннолетних и, в первую очередь, в каникулярный период.
В г. Саратове проживает 154,5 тыс. несовершеннолетних детей, из них более 29 тыс. детей в возрасте от 14 до 18 лет. В настоящее время положение детей из-за снижения жизненного уровня большинства семей продолжает оставаться сложным. Более 360 детей в возрасте от 14 до 18 лет проживают в семьях находящихся в социально опасном положении, более 1000 детей проживают в многодетных семьях, более 3,6 тыс. детей проживают в неполных семьях, около 70 детей-сирот проживают в семьях опекунов. Таким образом, в семьях, требующих социальной поддержки, проживает порядка 4 тыс. детей в возрасте от 14 до 18 лет, или 14% от общего числа детей данной возрастной группы.
По-прежнему тревожной в городе остается ситуация с подростковой преступностью. В 2005 году рост преступности среди учеников общеобразовательных учебных заведений составил 8,9% по сравнению с 2004 годом.
В новых социально-экономических условиях все более важное значение приобретает временное трудоустройство подростков. В последние годы отмечается рост числа подростков, желающих работать в период каникул и свободное от учебы время. Организация посильных работ для несовершеннолетних является не только эффективной формой профилактики безнадзорности и правонарушений, но и позволяет подросткам оценить свои возможности, приобрести трудовые навыки.
Одной из задач, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, является создание условий, благоприятствующих воспитанию детей.
Важным направлением городской политики по решению поставленной задачи является организация временной занятости подростков, которая предусматривает оказание помощи несовершеннолетним гражданам в вопросах трудоустройства в период летних каникул и в свободное от учебы время.
За последнее время в городе наблюдается устойчивое снижение количества занятых несовершеннолетних подростков. Если в 2001 г. было трудоустроено 5573 подростка, то в 2005 году по оценке центров занятости населения трудоустроено всего 2100 подростков. Снижение количества трудоустроенных подростков обусловлено следующими причинами:
- необходимость оформления ряда документов для подростка: трудовая книжка (срочный трудовой договор), регистрация в Пенсионном фонде, Регистрация в Фонде Социального страхования;
- особые условия труда подростка, установленные Трудовым кодексом РФ;
- отсутствие у подростков чувства ответственности за выполняемые трудовые обязанности.
Общая численность подростков, трудоустроенных за 2001-2005 гг., по городу Саратову характеризуется следующими показателями.
Год | Общая численность трудоустроенных подростков, чел. |
2001 | 5573 |
2002 | 2587 |
2003 | 4013 |
2004 | 4058 |
2005 | 2100 |
2006 | 3050 |
Опыт работы органов службы занятости и других заинтересованных ведомств показывает, что решение проблем занятости несовершеннолетних граждан возможно только при объединении усилий всех заинтересованных сторон и постоянном внимании к ним органов местного самоуправления.
В сложившейся ситуации организация занятости детей требует программно-целевого подхода и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность, способная решить многие проблемы.
Основной целью Программы является оказание эффективной поддержки населению в дополнение к мерам, обеспеченным действующим федеральным и областным законодательством.
Для достижения этой цели предстоит решение следующих задач:
- своевременное оказание помощи гражданам города, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченным, многодетным, опекунским семьям, семьям с детьми-инвалидами и другим слабозащищённым категориям граждан;
- вовлечение общественных организаций в работу по социальной поддержке граждан;
- привлечение внимания общественности к проблемам граждан города, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченных, многодетных, опекунских семей, ветеранов войны и труда, инвалидов посредством проведения публичных акций и мероприятий.
- обеспечение оптимальной схемы взаимодействия различных органов управления, социальных служб для достижения максимального эффекта по адресной социальной поддержке заявителей;
- привлечение муниципальных предприятий и учреждений, органов территориального общественного самоуправления, предприятий и организаций всех форм собственности к созданию рабочих мест для несовершеннолетних.
Для целей настоящей Программы под малообеспеченным заявителем понимается семья (одиноко проживающий гражданин), совокупный среднедушевой доход которых не превышает 1,5 размера прожиточного минимума на душу населения по Саратовской области, установленного на момент обращения. Программа предусматривает реализацию мероприятий для граждан, попавших в экстренную жизненную ситуацию, оказание помощи которым возможно при превышении установленного критерия по среднедушевому доходу семьи, установленного для малообеспеченных семей (одиноко проживающих граждан) по решению постоянно-действующей комиссии комитета по труду и социальному развитию.
Программа обеспечивает дальнейшее развитие комплексной социальной поддержки путем оказания дополнительной помощи в виде денежных выплат, натуральной помощи, организации оздоровительного отдыха заявителям и других форм оказания помощи.
Основными принципами по оказанию социальной помощи являются:
- адресность;
-комплексность - возможность предоставления заявителю различных видов помощи (денежная, натуральная, оздоровление, участие в благотворительных мероприятиях);
- экстренность;
- публичность, открытость реализации Программы.
Система социальной помощи основывается также "на принципе дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств.
Основными критериями, дающими право на назначение социальной помощи, являются уровень дохода, нуждаемость заявителя, которая подтверждается перечнем соответствующих документов.
Характеристика основных групп населения, потенциально нуждающихся в адресной социальной поддержке (данные из социального паспорта г. Саратова):
№ | Категория семьи | Количество семей согласно данным социального паспорта города |
1. | Многодетные семьи | 1701 |
2. | Неполные семьи | 10333 |
3. | Семьи одиноких матерей | 7619 |
4. | Опекунские семьи | 1433 |
5. | Семьи военнослужащих, погибших в результате военных конфликтов | 1218 |
6. | Семьи ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС | 1853 |
7. | Семьи нетрудоспособных инвалидов | 42342 |
8. | Семьи несовершеннолетних супругов | 6 |
9. | Участники Великой Отечественной войны | 5596 |
10. | Ветераны боевых действий на территории СССР и территории других государств, ветераны труда и труженики тыла. | 127094 |
11. | Реабилитированные граждане | 1914 |
12. | Пенсионеры, получающие социальные пенсии | 5776 |