Анализ состояния осуществляемой в городе Саратове работы с одаренными детьми и результаты, которые получены в этом направлении в последние годы, позволили определить ряд негативных факторов муниципальной системы образования в решении вопросов, связанных с деятельностью одаренных детей.
Негативными факторами являются:
- отсутствие системы поддержки и социальной защиты одаренных детей на муниципальном уровне (финансовая и организационная поддержка);
- отсутствие межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности одаренных детей;
отсутствие системы переподготовки преподавателей, работающих с одаренными детьми, и как следствие, преобладание в школах авторитарной методики преподавания, не ориентированной на активизацию деятельности самого учащегося;
- недостаточная оснащенность учебного процесса в школах современными техническими средствами, необходимых для укрепления мотивации обучения;
- несовершенство мер по материальному стимулированию и оплате труда преподавателей, работающих с одаренными детьми, по результатам достижений детей;
- недостаточное количество инновационных программ, вводимых в систему обучения детей, позволяющих выявлять одаренность;
- отсутствие пакета диагностических методик проведения социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления состояния и динамики одаренных детей;
- недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми;
- слабая информированность родителей в вопросах выявления способностей ребенка и их реализации.
Большинство образовательных учреждений, учреждений культуры, искусства, физической культуры и спорта включают в свои планы или программы деятельность по обучению и воспитанию одаренных детей, однако опыта реализации муниципальной целевой Программы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в городе Саратове не было.