Основной целью Программы является формирование и осуществление в городе единой политики оказания эффективной адресной социальной поддержки малообеспеченным группам населения в дополнение к мерам, обеспеченным действующим федеральным и областным законодательством.
Для достижения этой цели предстоит решение следующих задач:
- оказание дополнительной адресной социальной поддержки заявителям;
- обеспечение оптимальной схемы взаимодействия различных органов управления, социальных служб, общественных организаций для достижения максимального эффекта по адресной социальной поддержке заявителей;
- оценка и прогнозирование социально-экономической ситуации в городе с использованием информационного банка данных "Социальная защита населения", данных "Социального паспорта города Саратова".
Программа обеспечивает дальнейшее развитие комплексной адресной социальной поддержки путем оказания дополнительной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи заявителям, чей совокупный среднедушевой доход не превышает сложившегося в городе прожиточного минимума.
Основными принципами оказания социальной помощи являются:
- адресность;
- комплексность - возможность предоставления заявителю различных видов "Помощи (денежная, натуральная, оздоровление, проведение благотворительных мероприятий);
- экстренность;
- публичность, открытость реализации Программы.
Система социальной помощи основывается также на принципе дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств.
Основным критерием, дающим право на назначение социальной помощи, является нуждаемость заявителя, которая определяется наличием среднедушевого дохода ниже сложившегося прожиточного минимума по г. Саратову на текущий момент.
Характеристика основных групп населения, потенциально нуждающихся в адресной социальной поддержке:
№ п.п. | Категория семьи | Количество семьи согласно данным |
1. | Многодетные семьи | 2262 |
2. | Семьи одиноких матерей | 8077 |
3. | Неполные семьи | 2402 |
4. | Опекунские семьи | 1341 |
5. | Семьи с детьми-инвалидами | 2191 |
6. | Семьи военнослужащих, погибших в результате военных конфликтов | 1218 |
7. | Семьи ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС | 1596 |
8. | Семьи нетрудоспособных инвалидов | 40638 |
9. | Семьи вынужденных переселенцев | 46 |
10. | Семьи несовершеннолетних СУПРУГОВ | 11 |
11. | Семьи «группы риска», стоящие на социальном патронаже в учреждениях социальной защиты населения | 1362 |
Дети-инвалиды и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящие на учете в органах здравоохранения:
№ п.п. | Тип заболевания | Количество больных (согласно спискам городского комитета здравоохранения) |
1. | Больные сахарным диабетом | 125 |
| Дети и подростки: | |
2. | Дети-инвалиды с заболеваниями почек | 65 |
3. | Дети-инвалиды, страдающие бронхиальной астмой в тяжелой форме | 116 |
4. | Дети и подростки до 18 лет с онкологическими заболеваниями | 62 |
5. | Дети-инвалиды с нарушением обмена веществ (муновисцидоз, фенилкетонурия) | 23 |
6. | Больные энтерапатией и глютеновой знзимопатией | 26 |
Примечание: данные таблицы не исключают совпадения (повторения).
Динамика роста обращений малообеспеченных заявителей с 2000 по 2003 год и ожидаемое количество обращений в 2004 году (по обращениям в органы социальной защиты):
2000 год 13980 чел.
2001 год 14432 чел.
2002 год 15193 чел.
2003 год 9274 чел. (9мес.)
2004 год 21000 чел. (ожидаемое)
Малообеспеченные заявители, обращающиеся за адресной социальной помощью:
- лица, оказавшиеся в экстремальных ситуациях (пожар, кража, похороны, тяжелое заболевание, операция, приобретение дорогостоящих лекарств, лечение и др.);
- лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, амнистированные;
- лица без определенного места жительства, нуждающиеся в социальной поддержке.
За период 1993-2003 (9 месяцев) г.г. в комитет по труду и социальному развитию администрации города Саратова обратилось за социальной помощью 28155 заявителей.